31.01.2013 | 19:35

Героическим защитникам Сталинграда посвящается

Сталинградская битва – одно из центральных событий не только Великой Отечественной, но и всей Второй мировой войны. Больше полугода продолжались боевые действия. 2 февраля 1943 года – официальная дата разгрома фашистских войск. К 70-летию победы в Сталинградском сражении Музей современной истории в Москве подготовил уникальную выставку. Рассказывают "Новости культуры".

О состоянии Сталинграда в полугодовой период боевых действий, положении милицейских отрядов и организации народного ополчения, о боях за каждый кусочек города в живописи, графике, документах и плакатах. Коллекция собиралась в самом Сталинграде экспедицией сотрудников Музея революции в 1943 году прямо на улицах. Их показывали не однажды. Но теперь на предметы и документы другой взгляд. Внимание в бытовым сторонам войны, чтобы молодежи был понятен весь ее ужас.

"Очень интересны письма с фронта. У нас одна девочка работает, которая увидела письмо и сказала: "Ой, это же моя бабушка писала с фронта!". Даже такие истории случаются, когда используются непопулярные экспонаты", – говорит старший научный сотрудник Государственного центрального музея современной истории России Елена Андрианова.

Писали письма иногда чем попало в окопе. Для гражданских почтальон был самым страшным человеком – в основном он приносил известия о смерти. Одежда фронтовиков – убогая, потертая, залатанная, но теплая и удобная – это главное. В отличие от шинели фашистской – красивой и тонкой, над ней шутили – "на рыбьем меху". Настоящая шинель защитника Сталинграда изрешечена пулями.

"Шинель, возможно, носилась кем-то другим. Можно представить ее в двух ракурсах – возможно, это был боец, который прошел с боями огромное расстояние. А может, это какой-то молодой солдат, который был недавно призван, и ему выдали эту шинель, так как в годы войны практиковался сбор военного обмундирования, починка и выдача снова", – поясняет научный сотрудник Иван Агафонов.

Посуда, помазок и бритва, зубные щетка и паста – у красноармейца все по минимуму. И стратегический запас всегда с собой: сахар, соль, кусочек хлеба и крупа. У солдат вермахта были даже плитки, работающие на сухом спирте и маникюрный набор. Им было тяжело – много излишеств. Над врагом смеются в карикатурах: художникам дан заказ поднять боевой дух. Художник Тоидзе вспоминает самый сильный образ 1941 года  Родину-мать. И чуть видоизменяет его.

"В образе Родины-матери он изобразил свою жену. В воспоминаниях он писал, что, когда он уже знал о нападении, стал работать. И в это время вбежала в комнату его жена и сказала: "Война!". А он ей сказал: "Стой!остановись!". И он ее запечатлел с тем выражением лица тревоги, надежды, как с плаката 1941 года", – рассказывает заведующая отделом изобразительного искусства музея Вера Панфилова.

В плакатном искусстве, как и в ходе войны, перелом наступает через Сталинград. В сюжетных композициях появляется новый вектор на Запад. Теперь уже многие верят: победа будет за нами!

Новости культуры