25.11.2011 | 10:31

Премьера в театре имени Бориса Покровского

Камерный музыкальный театр имени Бориса Покровского представляет премьеру – оперу Моцарта «Идоменей» в редакции Рихарда Штрауса. «Идоменея» Моцарт написал в 24 года, но современники так и не оценили ее по достоинству. Интерес к опере возник лишь в ХХ веке, когда другой великий композитор – Рихард Штраус – значительно переработал либретто, изменил композицию произведения и его оркестровку. В результате возникло творение, интересное как для слушателей, так и с исполнительской точки зрения. Рассказывают «Новости культуры»

Для Геннадия Рождественского это не первое обращение к Идоменею. На этот раз за основу дирижер взял партитуру оперы Моцарта в редакции Рихарда Штрауса, хотя в свое время Геннадий Рождественский работал и с оригиналом, где замысел Моцарта не подвергался редактуре.

«Около 4, 5 часов, - говорит Рождественский. – Это утомительно. Восприятие сейчас иное».

Премьера оригинальной версии Моцарта на российской сцене состоялась еще в 1820 году, а вот постановка оперы в редакции Штрауса впервые. Композитор сократил оперу «Идоменей, царь Крита» в два раза. Партитуру дирижер Геннадий Рождественский обнаружил в одной немецкой типографии. В основе сюжета - античный миф о критском царе Идоменее. Попав в бурю, Идоменей, чтобы сохранить себе жизнь, клянется принести в жертву Посейдону первого, кто выйдет ему навстречу на родине. Этим человеком оказался сын Идоменея – Идамант. В редакции Штрауса партию Идаманта обычно исполняет тенор, а в этом спектакле поет женщина-сопрано. Это первая мужская роль в репертуаре оперной певицы Евгении Сурановой.

«Для женщины сыграть мужское начало сложно, – говорит Суранова. – Ботинки без каблука, мужская обувь, нужно ходить с пятки широкими шагами, обычно мы женщины так не ходим».

По сюжету возлюбленная Идаманта – пленная троянская принцесса Илия, которая отвечает ему взаимностью, при этом сомневается, что выбрать – любовь к сыну врага или месть за смерть собственного отца.

Работая над ролью, исполнительнице этой партии пришлось научиться владеть холодным оружием.

«Актриса держала только кухонный нож, а это кинжал, который проходит лейтмотивом через весь спектакль», – рассказывает режиссер Михаил Кисляров.

Самые серьезные изменения в редакции Штрауса претерпел образ героини Электры. Штраус превратил ее в жрицу Исмену. Исполнительница этой партии Татьяна Федотова на сцене театра Покровского работает уже девять лет, но, несмотря на весь свой опыт, признается – в этом театре у нее таких сложных работ еще не было.

«Эмоционально она на 150 процентов работает все время, – говорит Федотова. – Очень много по эмоциональным затратам. Если не выкладываться на 150 процентов – ничего не получится».

Что касается оформления спектакля – то здесь минимум декораций и лаконичные костюмы – это сделано постановщиками намеренно.

«Любая конкретика вредит этой музыке, драме, – считает художник-постановщик Виктор Вольский. – В абстрактном решении у зрителей возникнет ощущение фрески, барельефа».

Если в оригинальной версии Моцарта счастливый финал, то в этой постановке по редакции Штрауса не поставлена последняя точка.
 

Читайте также: 

"Идоменей" на сцене театра имени Бориса Покровского