25.11.2011 | 10:44

В Москву из Италии прибыли 11 полотен Караваджо

Самая представительная по количеству и уровню работ, вывезенных за пределы Италии, выставка Караваджо открывается завтра в государственном музее искусств имени Пушкина. Картины, как высокопоставленные гости, прибывали в музей по очереди, их сопровождали и встречали с особыми, соответствующими их ценности и статусу церемониями. Все вместе они должны дать объемное представление о мастерстве того, кого называют революционером в живописи своего времени. Рассказывают «Новости культуры»

Картин величайшего мастера барокко до наших дней дошло немного – в коллекциях крупнейших музеев мира хранится не больше одной-двух. Расстаются с ними музейщики неохотно, так что за возможность показать российской публике шедевры Караваджо пришлось побороться.

«Я сделала очень много выставок за время моей работы в музее – эта была без преувеличения самая трудная, – говорит директор ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова. – Хотя выставка одного художника и из одной страны, но так случилось, что в последние годы интерес к нему вырос неимоверно и самое трудное это, конечно, получать сами вещи».

Меры предосторожности приняты беспрецедентные – полотна перевозили в трех контейнерах, один помещали в другой, обкладывали специальной ватой. А во время распаковки к картинам нельзя было подойти и на пушечный выстрел. Российские и итальянские специалисты исследуют полотно на предмет повреждений – миллиметр за миллиметром. В какой-то момент проверка превращается в оживленную дискуссию – сравнивают два куска ткани, изображенные на разных картинах. Исследователи творчества Караваджо признаются – в его произведениях еще так много неизведанного.

«Поразительно, он, наверное, самый великий художник в мировой истории искусства, который был практически заново открыт в ХХ веке, другого художника я не могу поставить рядом», – говорит куратор выставки Виктория Маркова.

Самой последней свое место на этой выставке займет одна из первых работ Караваджо, «Мальчик с корзиной фруктов». В этой картине Караваджо опробовал новый прием: здесь сочетаются мягкое изображение фигуры мальчика и детально прорисованная корзина с цветами и фруктами. Полотно доставят в музей имени Пушкина из итальянского посольства за несколько часов до вернисажа.

Гений и реформатор, он осмелился на реалистическое изображение жизни. Караваджо не признавал других учителей, кроме натуры, полностью отверг идеальные образы Ренессанса, стал настоящим пророком в живописи. Грешник и бунтарь, он как никто другой принимал и отражал в своих работах идеи христианства.

Еще одна удача этой экспозиции – знаменитая картина «Обращение Савла», которая постоянно находится в церкви Санта Марии дель Пополо в Риме. В прошлом году, ее даже не стали переносить на главную в Италии выставку, приуроченную к четырехсотлетию со дня смерти Караваджо. Публике просто предлагали прогуляться до капеллы.

«Савл – неверующий, но Христос его озарил, и он стал верующим, – рассказывает Ирина Антонова. – И тогда он стал Святым Павлом, самым верным, самым главным апостолом. И вот это момент прозрения его, когда он вдруг прозрел – потрясающее совершенно решение».

«Мученичество святой Урсулы» – одна из последних работ Караваджо. Полотну не повезло, до наших дней оно дошло в плохом состоянии. Друг напротив друга два произведения, изображающие Иоанна Крестителя, они выполнены художником с интервалом в два года. «Положение во гроб» из музеев Ватикана – также из числа прославленных работ мастера. Караваджо написал картину примерно в 1604 году, на пике своей славы по заказу католического общества ораторианцев. В этом полотне соединяются герои священного писания , которые обычно представлялись в разных сценах из Евангелия – снятие с креста и положение во гроб.

«Тело Христа здесь самое освещенное, самый светлый кусок картины – почему? Не потому, что решил направить на него больший луч света. Потому что сам Христос является источником света, источником истины, – говорит Виктория Маркова. – Олицетворением церкви, которую он основал. И которая базируется на камне, до которого он дотрагивается рукой – этот жест один из главнейших акцентов».

Каждая картина становилась личной исповедью Караваджо. Не терпящий фальши и лжи, он не ручался за свое поведение. Часто попадал в тюрьмы, был зачинщиком дуэлей – во время одной из них смертельно ранил человека. Преследуемый, бежал из Рима на Мальту, стал членом Мальтийского ордена, но и здесь не обрел покоя. Он рассчитывал на прощение папы Римского, но вернуться в Рим так и не сумел: не дожив до 39 лет – скончался.

Читайте также: 

Самая масштабная зарубежная выставка Караваджо открывается в Москве