31.01.2013 | 09:59

Один из самых сильных симфонических коллективов России продолжил в столице празднование своего юбилея

Симфонический оркестр Нижегородской государственной филармонии имени Ростроповича, отметивший недавно 75-летие, продолжает юбилейный сезон в Москве. Это один из первых нестоличных оркестров России, получивших звание «академического». Ещё в советские годы нижегородцы были постоянными участниками всех съездов Союза композиторов СССР, им доверяли премьерное исполнение сочинений титулованных современников, от Хачатуряна до Хренникова, дозволялось даже продвижение авангардистских произведений. Сегодня нижегородский симфонический играл в Большом зале московской консерватории, с тем, кого сами музыканты называют в числе своих самых преданных коллег и единомышленников. Рассказывают «Новости культуры».

Несколько дней назад Элисо Вирсаладзе с нижегородским оркестром в Нижнем Новгороде сыграла концерт Грига, перед выступлением в Москве снова полноценная репетиция.

С этим оркестром знаменитая пианистка выступает с тех пор, когда Нижний Новгород еще назывался городом Горьким, то есть более 25 лет.

«Каждый сезон приезжаю, переиграли много концертов и за рубежом, все концерты Бетховена в Кройте на фестивале Олега Кагана», - рассказывает Элисо Вирсаладзе.

Но первыми исполнение цикла Концертов Бетховена услышали нижегородцы. Они много что слышали первыми, благодаря своему оркестру. Его без преувеличения можно назвать и уникальным и легендарным. Нижегородский оркестр первым исполнил 1-ю симфонию Альфреда Шнитке. Раньше столичных оркестров нижегородский играл премьеры симфоний Шостаковича. В 62-м в городе прошел вообще первый в стране музыкальный фестиваль, и это был фестиваль современной музыки. Десятый юбилейный целиком посвятили Шнитке, которого в Москве запрещали играть.

«Ничего не было запрещен, – говорит художественный руководитель, директор Нижегородской филармонии имени Мстислава Ростроповича Ольга Томина. – Это было не рекомендовано. Это была смелость и поступки волевые Гусмана и Ростр. Но нас поддерживали и другие музыканты. К нам вагонами ездили зрители на концерты Шнитке».

Нижегородский оркестр может гордиться не только репертуарными подвигами. Но и тем, что с ним выступали выдающиеся солисты. Часто играл с ним Ростропович, он даже у тогдашнего главного дирижера Израиля Гусмана учился дирижерскому мастерству, не раз пела Галина Вишневская, играл Клиберн. За дирижерский пульт не раз вставал Геннадий Рождественский, а Кирилл Кондрашин несколько лет возглавлял этот коллектив. И абсолютный как теперь говорят, эксклюзив - Шостакович дирижировал единственный раз в жизни, и дирижировал нижегородским оркестром. Сейчас коллектив возглавляет Александр Скульский, последние 13 лет он определяет репертуарную политику оркестра.

«Он был когда-то оркестром, специализировавшимся на современной музыке, это были лучшие концерты, потом был переходный период, – рассказывает Александр Скульский. – Мы осваивали основную мировую классику, стараясь достичь уровня, который нам требовался. Сейчас мы – универсальный оркестр».

В юбилейный год привезли в Москву золотую классику – Грига, Брамса, Энеску. Эти сочинения недавно украсили репертуар коллектива. Вслед за нижегородцами их услышали москвичи.

Читайте также: 

В столице выступил оркестр Нижегородской филармонии>>>

Новости культуры