25.09.2012 | 10:31

В Московском доме музыки добиваются безукоризненной акустики

Акустика – наука, в которой используются достижения математики, физики, психологии, архитектуры – в общей сложности около десятка дисциплин. Примерно столько же музыкальных жанров и направлений отныне смогут полноценно воспринимать гости Светлановского зала Московского международного Дома музыки. До сих пор звуковые характеристики этой площадки оставляли желать лучшего. Претензии возникали по обе стороны сцены. Ситуацию обещают исправить к 10-летнему юбилею Дома музыки в конце декабря. Рассказывают «Новости культуры».

В зале тишина. Но работа здесь кипит. Она требует скрупулезности, точности и аккуратности. Идет монтаж аппаратуры, с помощью которой будет происходить электронная коррекция акустики зала. Причина несовершенства звуковой картины кроется в неподходящей форме зала. Как исправить ситуацию, решали, что называется, всем миром.

«Были приглашены ряд специалистов из разных стран, которые произвели замеры нашего зала и дали рекомендации, – рассказывает заместитель генерального директора ММДМ Игорь Макаров. – Одна из рекомендаций была – разобрать зал и сделать заново. Это архитектурная коррекция акустики. Вторая, менее болезненная, – это электронная коррекция»

Электронная акустика решает проблемы многих академических залов мира. В России – это первая ласточка.

«Я играл в таких залах, особенно в Америке и Азии, в Сингапуре такая система стоит, – рассказывает народный артист СССР, президент ММДМ Владимир Спиваков. – Просто нет ощущения никакого, что это что-то связанное с неестественной акустикой. Мне эту фирму рекомендовали три человека: выдающиеся американские дирижеры Джеймс Конлан, Майкл Томпсон и Джордж Клифф. Они в дни голос сказали, что это лучшее на сегодняшний день, что есть в Америке».

В Светлановском зале будет установлена система «Констолейшн», разработанная американской фирмой «Мейер саунд», лидером в области звуковой аппаратуры. Над сценой и зрительным залом в строго определенном порядке и строго определенных местах разместятся вот такие крохотные микрофоны и громкоговорители с огромным частотным диапазоном — от 25 до 25000 герц. Звук с микрофонов по проводам будет передаваться в процессоры — электронные мозги, который расположен в двух небольших шкафах. Один находится за зрительской частью.

«Это часть “мозгов”, которые обслуживают часть, противоположную сцене, – поясняет генеральный директор компании по звуковому обеспечению Владимир Марченко. – Потолочные громкоговорители и микрофоны – сходятся сюда».

Другой шкаф с процессором – на колосниках. Здесь происходит монотонная, но необходимая работа – навешиваются бирки, чтобы все проводки были под номерами, чтобы их нельзя было перепутать.

Здесь и будут происходить акустические чудеса.

«В зале разный получается звук, – говорит Владимир Марченко. – Где-то паразитные могут возникать резонансы. Это будет услышано и противофаза убьет эту паразитную частоту. Или где-то нет отражения от стены, оно даст в громкоговоритель. В целом создает картину, которая нужна для этого вида музыки, для этого жанра».

Разработано 11 настроек для разных музыкальных жанров: для симфонического оркестра, фортепиано, хора, вокала, органа и даже для гитары. Не забыли также и про джаз и рок-музыку.

«Когда это будет сделано, настроено, управлять этой системой сможет бабушка из гардероба, – отмечает Владимир Марченко. – Посмотрит на афишу, Что у нас сегодня? Джаз. Нажимает на кнопку джаз и все. Определенным образом выстраиваются громкоговорители и микрофоны. Алгоритм начинает работать в процессоре. И звук изменяется для джаза».

Работы идут согласно графику. Даже с опережением. Красным на этой схеме помечено уже сделанное. Следующий этап – самый ответственный – настройка аппаратуры, и 21 декабря в день 10- летнего юбилея открытия Дома музыки – долгожданный концерт в зале с прекрасной акустикой.