15.12.2012 | 15:07

Артистка балета XXI века (газета "Большой театр")

В проекте "Большой балет" Ольге Смирновой достался титул лучшей балерины. Это не первое достижение артистки, хотя ее профессиональный стаж - всего один год. За первый сезон в Большом театре она станцевала ведущие партии в "Баядерке", "Драгоценностях" и "Дочери фараона".

Выступить за себя и за театр

- Что вы испытываете сейчас, когда смотрите "Большой балет" по телевидению?

- Каждый человек меняется, и даже в течение этих нескольких месяцев, которые прошли после съемок, я изменилась и на многие вещи смотрю по-иному. Поэтому ощущения очень странные. Мне безумно жаль, что проект прошел "на одной ноте". Он готовился в сжатые сроки, все семь программ сняли всего за неделю, и тогда у нас не было возможности увидеть себя со стороны. Поэтому какими мы пришли на первую программу, такими же ушли с последней: для всех нас это был первый опыт выступления в студии, и никто не объяснял, как лучше держаться перед телевизионными камерами, что говорить. Внутреннего развития не произошло. Сейчас я понимаю, что многое бы изменила, если бы увидела себя во время съемок.

- Когда было решено, что вы участвуете в "Большом балете"?

- Где-то за месяц до съемок. Нам это представили скорее как фестиваль, на котором мы должны выступать не столько за себя, сколько за театр. Поэтому задачи победить не было, мы просто танцевали. Я сейчас вспоминаю свои впечатления во время съемок: мы настолько устали к концу сезона, настолько много было работы, что организм, наверное, включил какую-то защитную реакцию. Я сейчас смотрю: кто-то говорит, что расстроился из-за того, что им поставили две "девятки". Нам с моим партнером Владиславом Лантратовым было важно лишь танцевать на своем уровне, чтобы это было достойно. Мало того, из-за плотного графика съемок мы не видели никого из участников и сейчас вместе с телезрителями открывали их для себя.

- У вас не было мысли отказаться от участия в проекте?

- Такой проект возникает не каждый день. И потом, мне кажется, чем старше становишься, тем сложнее участвовать в таких проектах. Позволить публично разбирать твои ошибки можно именно в период становления. Сомнения были только из-за очень большой нагрузки: нас никто не освобождал от репертуара в театре. Из-за этого мы не смогли подготовить много нового. Влад, как настоящий кавалер (и интеллигент), помог мне, потому что у меня в театре была премьера "Дочери фараона", а на следующий день уже первая съемка. Он выручил меня, согласившись выучить несколько номеров, которые я уже танцевала. За это ему огромное спасибо!

Каким должен быть репертуар?

- Для тех, кто следит за вашей работой, программа была предсказуемой.

- Это объясняется исключительно нехваткой времени и тем, что организаторы поставили нас в жесткие рамки условий. Я не хочу показывать то, что еще не готово, лишь бы показаться с новой стороны. Подождите, я только второй год работаю в театре, я успею раскрыть в себе и то, чего во мне не ожидают увидеть. Но для меня проект останется уроком. Я себя увидела с новой стороны и поняла, как выгоднее показать себя зрителю. Артист балета XXI века отличается от артиста балета XX века. Сейчас артист становится публичным человеком: много интервью, разных проектов, и мы обязаны уметь говорить, не бояться этого. Но все приходит только с опытом.

- Уже после "Большого балета" вы как раз неожиданно расширили свой репертуар, станцевав Анастасию в "Иване Грозном".

- Мы готовились снова с Владом, были четвертым составом, по сути, запасным. Но я все больше убеждаюсь: когда есть желание, то, как правило, результат будет. Только этим могу объяснить наше появление в этом спектакле. Для меня "Грозный" - это классический балет, привлекательный, в первую очередь, настоящим русским духом, историчностью. Еще со школы я очень люблю историю. Мне интересно понимать, как рождается история, как, бывает, мелкие события влияют на судьбы народов. Но в будущем интересно было бы попробовать себя в хореографии Килиана, Матса Эка, Макгрегора - то, что я никогда не танцевала. Мне безумно этого хочется, и я сделаю для этого все от меня зависящее. И, конечно, я собираюсь и дальше накапливать классический репертуар.

Искусство для подготовленного зрителя

- Среди комментариев жюри для вас были особенно ценные или, наоборот, обидные?

-Я не очень приняла тот день судейства, когда в жюри была Рената Литвинова. Это, безусловно, яркий и творческий человек, но она просто понятия не имеет о балете. Часто ее комментарии, требования к артистам, не только в мой адрес, просто резали слух. И мне безумно нравится, как говорит Диана Вишнева, - всегда точно, лаконично и понятно обычному зрителю.

- Как вы относитесь к тому, что балет не очень понятен и доступен широким массам?

- Балет, мне кажется, никогда не был массовым искусством, он для подготовленного зрителя. Безусловно, это очень хорошая идея - популяризация балета, хотя бы потому, что сейчас поток в балетные учебные заведения очень сократился. Может быть, кто-то из родителей задумался над тем, что можно отдать детей в балет. Хорошо, что зрители увидели, что существуют не только Мариинский и Большой театры, как все привыкли считать, что есть и очень хорошие, сильные театры на периферии страны - пермский, екатеринбургский, казанский.

Анна Галайда
газета "Большой театр", №12 (2719), декабрь 2012