25.11.2011 | 19:34

Шедевры Караваджо в Пушкинском музее

Музей изобразительных искусств в Москве представляет одну из самых грандиозных выставок этого года. Одиннадцать шедевров Караваджо – такое количество работ мастера, творившего на рубеже XVI – XVII веков, еще ни разу не покидало пределы Италии. Современники гения, как это часто бывает, по достоинству не оценили его полотна – считали их слишком экстравагантными и вызывающими. Позднее даже прозвучали обвинения Караваджо в попытке разрушить живопись. А он был великим реформатором, определившим развитие западноевропейского искусства на несколько столетий вперед. Рассказывают «Новости культуры»

Картин величайшего мастера барокко до наших дней дошло немного – в коллекциях крупнейших музеев мира хранится не больше одной-двух. Расстаются с ними музейщики неохотно, так что за возможность показать российской публике шедевры Караваджо пришлось побороться.

«Я сделала очень много выставок за время моей работы в музее. Это была самая трудная, без преувеличения. Хотя выставка одного художника и из одной страны, но так случилось, что в последние годы интерес к нему вырос неимоверно, и самое трудное – это, конечно, получать сами вещи», – говорит директор Пушкинского музея Ирина Антонова.

Первой в Россию прибыла одна из первых работ Караваджо – «Мальчик с корзиной фруктов» . В этой картине Караваджо опробовал новый прием: здесь сочетаются мягкое изображение фигуры мальчика и детально прорисованная корзина с фруктами. Еще одна удача этой экспозиции – знаменитая картина «Обращение Савла», которая постоянно находится в церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме.

«Это были длительные переговоры. При том, что к нам с большим расположением отнесся падре-настоятель церкви, и все равно было много инстанций – церковных, министерство культуры», – продолжает Ирина Антонова.

«Положение во гроб» из Музеев Ватикана – также в числе прославленных работ мастера. Караваджо написал картину примерно в 1604 году, на пике своей славы, по заказу католического общества ораторианцев. В этом полотне Караваджо соединил героев Священного Писания, которые обычно представлялись в разных сценах из Евангелия – Снятие с креста и Положение во гроб.

«Тело Христа здесь самое освещенное, самый светлый кусок картины. Почему? Не потому, что решил направить на него больший луч света. Потому что сам Христос является источником света, источником истины, олицетворением Церкви, которую он основал и которая базируется на камне, до которого он дотрагивается рукой. Этот жест – один из главнейших акцентов», – подчеркивает куратор выставки Виктория Маркова.

«Мученичество святой Урсулы» – одна из последних работ Караваджо. Полотну не повезло: до наших дней оно дошло в плохом состоянии. Когда картина была написана, ее выставили на солнце, чтобы ускорить процесс высыхания лака, отчего краска потекла и понадобилась реставрация. Спустя почти четыреста лет картину вновь отреставрировали, и снова с нарушениями. От этого контрасты между светом и тенью только усугубились.

Гений и реформатор, он осмелился на реалистическое изображение жизни. Караваджо не признавал других учителей, кроме натуры, полностью отверг идеальные образы Ренессанса, стал настоящим пророком в живописи. Грешник и бунтарь, он как никто другой принимал и отражал в своих работах идеи Христианства.

Каждая картина становилась личной исповедью Караваджо. Не терпящий фальши и лжи, он не ручался за свое поведение. Часто попадал в тюрьмы, был зачинщиком дуэлей, во время одной из них смертельно ранил человека. Преследуемый, бежал из Рима на Мальту, стал членом Мальтийского ордена, но и здесь не обрел покоя. Он рассчитывал на прощение папы Римского, но вернуться в Рим так и не сумел. Скончался, не дожив до 39 лет.

Читайте также:
В Москву из Италии прибыли 11 полотен Караваджо

Самая масштабная зарубежная выставка Караваджо открывается в Москве

Одиннадцать шедевров Караваджо покажут в Москве

Выставка работ Караваджо в Музее имени Пушкина

Картины Караваджо "Ужин в Эммаусе" и "Положение во гроб" покажут в ГМИИ