28.11.2011 | 09:50

Одиннадцать полотен Караваджо выставлены в Государственном Музее изобразительных искусств

Государственный Музей изобразительных искусств имени Пушкина представляет одну из самых грандиозных выставок этого года – 11 шедевров Караваджо. Такое количество работ мастера никогда еще не вывозилось за пределы Италии. Современники гения, который творил на рубеже XVI и XVII веков, не ценили его полотна по достоинству, они считали их слишком экстравагантными и даже вызывающими. Классицист Николя Пуссен вообще обвинял Караваджо в попытках разрушить живопись. Потом уже стали говорить, что он – великий реформатор, без которого, возможно, не состоялись бы ни Рембрандт, ни Рубенс. Рассказывают «Новости культуры».

Выставка открылась музыкальным произведением, написанным при жизни Караваджо. Лютня выбрана не случайно. Единственная картина мастера, которая хранится в России в Эрмитаже – это «Лютнист». Москва же не видела ни одного шедевра Караваджо, что только подогревает ажиотаж вокруг этой выставки.

«Караваджо смело можно назвать революционером, – говорит Директор ГМИИ имени А.С. Пушкина Ирина Антонова. – Ведь практически на рубеже XVI – XVII столетий он один сделал то, что Да Винчи, Рафаэль, Микеланджело и Тициан вчетвером сделали на рубеже XV и XVI столетий».

Официальное открытие выставки шедевров Караваджо из собраний Италии и Ватикана собрало огромное количество публики.

Эта выставка – грандиозное событие в мире изобразительного искусства. Полотна, написанные Караваджо в разные периоды его творчества, крайне редко покидают места, в которых хранятся. Для России было сделано исключение и впервые в нашей представлен гений Караваджо – одиннадцать полотен, свидетельство революции которую он совершил.

Караваджо с самого начала пошел наперекор всем правилам. Он не признавал других учителей, кроме натуры, стремился писать то, что было ему знакомо-земную жизнь. И даже сюжеты на библейские темы поражают своей реалистичностью. Отношение к Караваджо в его время было противоречивым – некоторые утверждали, что в его работах нет никакой святости. Другие преклонялись перед его мастерством. Полотно «Христос в Эммаусе» написано мастером в 1606 году. Караваджо обращался к этой теме и ранее. Но в данной версии художника интересует больше не сюжет, а внутреннее состояние сцены.

«Изображение Христа в Эммаусе всегда сопоставлялось с тайной вечерей, тайная вечеря предшествует страстям Христа, которые привели к распятию и воскресение, – рассказывает куратор выставки Виктория Маркова. – Христос в Эммаусе – это последнее явление Христа и прощание с апостолами. Вот здесь акцент стоит на этом прощании навсегда».

На московской выставке – одна из первых работ Караваджо «Мальчик с корзиной фруктов», поговаривают, что это автопортрет художника. Есть на этой выставке и полотна, принадлежащие конкретным церквям. «Обращение Савла», которое постоянно находится в церкви Санта Мария дель Пополо в Риме, «Бичевание Христа» - картина, написанная специально для семейной капеллы в церкви Сан Доменико в Неаполе.

«Вообще, меньше чем за 20 лет своего творчества, которые нам известны, Караваджо как художник проделал революцию невероятную», – говорит Виктория Маркова.

Каждая картина Караваджо становилась его личной исповедью, он будто писал не для праведников, а для грешников. Скандалист и бунтарь, он часто попадал за решетку. Сведения о нем историки черпали из стенограмм его допросов. Караваджо, как говорят сегодня, «плохо кончил». Смертельно ранив на дуэли человека, бросился в бега. Вернуться в Рим и получить прощение Папы Римского ему не удалось - не дожив до 39 лет, Караваджо скончался от лихорадки.
 

Читайте также: 

Шедевры Караваджо в Пушкинском музее

В Москву из Италии прибыли 11 полотен Караваджо

Самая масштабная зарубежная выставка Караваджо открывается в Москве

Одиннадцать шедевров Караваджо покажут в Москве

Выставка работ Караваджо в Музее имени Пушкина

Картины Караваджо "Ужин в Эммаусе" и "Положение во гроб" покажут в ГМИИ