28.11.2011 | 09:59

Музыкальные приношения Софии Губайдулиной в Москве

«Софии – с любовью» – так называется фестивальный цикл концертов в Москве, который посвящен юбилею Софии Губайдулиной. На этом фестивале композитору делались музыкальные подарки. На концерте в Зале имени Чайковского, который состоялся в минувшую пятницу, в ее честь было исполнено сочинение Виктора Суслина, друга Губайдулиной, «духовного брата», как она сама его называет. Но в центре фестиваля, конечно, ее собственные произведения, те, которые много десятилетий София Губайдулина сочиняет, следуя совету Дмитрия Шостаковича «идти своим, неправильным путем». Рассказывают «Новости культуры».

Обманчивое впечатление, что София Губайдулина ведет приятную беседу. Решаются нескончаемые оргвопросы ее московского фестиваля, он продлится еще два дня. Нынешний год для композитора весьма напряженный из-за юбилея, который отмечается в разных странах. Написано только одно новое произведение. Зато множество исполняется.

«Всадник на белом коне» – фрагмент ее грандиозного полотна «Страсти по Иоанну» для оркестра, хора, органа и солистов. С несколько измененным исполнительским составом он стал самостоятельным произведением. И посвящен Валерию Гергиеву. В России сочинение прозвучало впервые. Рассказывать о своей музыке Губайдулина не любит, слово искажает смысл, считает она.

«Музыка – такое искусство, которое не поддается словесному определению, – говорит Губайдуллина. – Слово схватывает только поверхность, за которой очень много смыслов. То, что говорит композитор, касается только поверхности. Слушатель может подумать, что это все, что там есть».

София Губайдулина убеждена, композитор должен оставаться самим собой и не ориентироваться на публику. При этом большинство ее творений создано или по просьбе исполнителей, или в расчете на кого-то конкретного. А друзей-исполнителей у Софии Асгатовны много. Первое сочинения для баяна было написано Губайдулиной по просьбе Фридриха Липса. Следующие – уже для него. В их числе «Под знаком скорпиона».

«Под знаком скорпиона» – 2003, я – скорпион, – говорит Фридрих Липс. – Фантастическое сочинение, космическое, по звучанию, по тембрам».

Для дирижера Валерия Полянского этот концерт особенный. Ее сочинения он играл еще в те времена, когда имена Губайдулиной, Денисова и Шнитке громко не произносили. Этот концерт - встреча через несколько десятилетий.

«Находится в прекрасной творческой и физической форме, на репетициях в таком режиме, просто удивляешься, – говорит Валерий Полянский. – Сегодня целый день в работе, вчера – целый день в работе».

А также завтра, послезавтра. И каждый день. Творчество не терпит простоев.