28.11.2011 | 10:25

"Дядюшкин сон" Казанского русского драматического театра в Москве

Казанский русский драматический театр – один из старейших в России – приглашен выступить в Москве в рамках Дней Республики Татарстан. Репертуар у труппы богатый – современные пьесы, мировая драматургия и, конечно, русская классика. Для избалованной столичной публики артисты приготовили «Дядюшкин сон» - не испугавшись конкуренции с многочисленными сценическими версиями этой повести Достоевского. Рассказывают «Новости культуры».

«Дядюшкин сон» – обыкновенная история в двух действиях, так определил эту постановку режиссер Александр Славутский. С первых минут «обыкновенность» здесь создают декорации, которые не меняются на протяжении всего действия – несколько штор, стулья и стол с канделябрами. Обстановка не должна отвлекать зрителя от вихря интриг и главных вопросов, которые рано или поздно задает себе каждый.

«К сегодняшнему дню, к сожалению, никуда все эти процессы не ушли, эти проблемы тоже не потерялись, проблема совести, проблема компромисса, проблема как выстраивать свою жизнь», – говорит Александр Славутский, художественный руководитель Казанского академического русского Большого драматического театра имени им. В. И Качалова.

Премьера спектакля состоялась в 2008 году. Главную роль – «первой дамы» губернского города Мордасова, Марьи Александровны Москалевой, играет Светлана Романова. Ей пришлось приложить немало усилий, чтобы понять свою героиню.

«Ее беда в том, что она сама не любила, – говорит Романова. – Муж у нее – дурак, но она умеет любить, она талантливый человек, она сильный человек, а любовь прошла стороной, как бы остались какие-то мечты. Вообще, она несчастная».

Москалева мечтает выдать замуж свою дочь. Такой шанс представился, когда появился богатый Князь – в преклонном возрасте, что особенно важно. Рассеянный и доверчивый – князь восхищается теми, кто манипулирует и обманывает его.

«Достоевский – это расколотое сознание, – считает артист Геннадий Прытков. – И когда на исходе лет человек возвращает себе юность, а потом понимает, что это уже невозвратимо, необратимо, тогда он гибнет. Конечно, в самой комедии этого, наверное, как бы и нет, но факт что мы прострелили эту тему в князе мне очень по душе».

От текста повести Александр Славутский намеренно отошел, проведя серьезные сокращения. Тем самым режиссер добивался более динамичного действия. Кроме того, особую атмосферу спектаклю придают стихи Булата Окуджавы «Смилуйся, быстрое Время…». Они положены на музыку итальянского композитора Нино Роты. Этот романс и стал лейтмотивом спектакля.