29.01.2013 | 13:31

Архангельский филиал научно-реставрационного центра имени Грабаря готовится отметить 25-летие

До двухсот предметов старины проходят ежегодно через руки высококлассных специалистов Архангельского филиала Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени Грабаря. В этом году северное представительство отмечает серьезную дату – 25-летие. Мастера Центра уже начали подготовку к юбилейной выставке. На ней будут представлены работы, которые реставраторам кропотливым трудом удалось вернуть из безвременья. Рассказывают «Новости культуры».

Реставраторы рассказывают, историю картины. «Эта картина пришла под названием "Христос с младенцем". После реставрации открылись надписи в нижних углах, написано на них Иосиф, то есть – это изображение Святого Иосифа с младенцем Христом».

Подобные сюрпризы – не редкость. Сейчас в работе у художника-реставратора Татьяны Кратировой две картины с неточными названиями. Обе XIX века из Каргопольского историко-художественного музея. После скрупулёзного исследования, а затем и самой реставрации произошли любопытные открытия. Это полотно поступило с названием «Убийство царевича Дмитрия». Но, как оказалось, известный сюжет не соответствовал изображению на холсте.

«Выяснили, что за основу картины художник взял произведение известного мастера Карла Штейбена, написанное в 1827 году, и называлась она "Пётр Великий, защищаемый матерью от стрельцов"», – рассказывает художник-реставратор Архангельского филиала Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени Грабаря Татьяна Кратирова.

По мнению реставратора, оригинал произвёл на неизвестного автора картины такое сильное впечатление, что он перенёс изображение со своей вольной трактовкой на другой исторический сюжет.

«Этот неизвестный художник написал наивно её, – отмечает Татьяна Кратирова. – Но вот своей лубковостью она получилась симпатичной».

Кстати, оригинал картины «Пётр Великий, защищаемый матерью от стрельцов» находится в одном из музеев Франции. А в Русском музее Санкт-Петербурга хранится такая же работа Карла Штейбена. Ее повторно написал сам мастер. Архангельским реставраторам понадобилась немало времени и мастерства, чтобы «Убийство царевича Дмитрия» получило хороший экспозиционный вид. Кроме реставрации произведений живописи и деревянной скульптуры здесь работают с графическим искусством, тканями, реставрируют мебель, предметы из металла.

«Здесь будет на доделку докладываться сусальное золото, – показывает художник-реставратор Архангельского филиала Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени Грабаря Татьяна Сидорова. – Тонировки будут сделаны, и впоследствии ручка примет такой вид».

А ещё в мастерских началась подготовка к большой выставке, на которой реставраторы представят свои работы из разных музеев. Она посвящена юбилейной дате. Архангельскому филиалу Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика Грабаря исполняется четверть века.

Новости культуры