28.11.2011 | 12:11

Выставка "Русский стиль. Стиль жизни и стиль искусства"

«Русский стиль. Стиль жизни и стиль искусства». Выставка в петербуржском музее истории знакомит с ярким и самобытным явлением, возникшим в начале XIX века. Изысканные наряды, посуда, предметы интерьера – в экспозиции несколько сотен уникальных экспонатов. Они позволяют получить представление о том, из чего складывалось понятие в «русском духе». Рассказывают «Новости культуры».

Этот автограф узнает каждый знаток русской старины. Елиз Бем. Она потрясающе рисовала открытки, иллюстрировала детские книги - Елизаветой восторгался даже Репин. Ее самая неожиданная работа - расписанный эмалью... штоф для водки.

«Считалось, что ей принадлежит и форма штофика, и роспись эмалью. Здесь нарисованы чертики, и есть надписи всякие - одна из них: «Пей, пей - увидишь чертей!» Таким образом, еще и предполагалось, что надо отучить народ от пьянства», - рассказывает заместитель директора по научной работе Государственного музея истории Санкт-Петербурга Юлия Демиденко.

Казалось бы, утилитарная вещь. Как и сотни других. Банки для чая, бронзовый подстаканник в виде саней, рукавичка на блюдце - пепельница. Предметы в «русском стиле». После войны с Наполеоном - рост национального самосознания. Люди гордятся своей историей. Отсюда интерес к народному творчеству и быту. В русском стиле оформляют интерьеры, делают мебель. Вот такие кресла «дуга, топор и рукавицы» - по рисункам Шутова. Еще один интересный экспонат - шкаф-буфет в виде крестьянской избы.

«Пока вещь стояла в фонде - вроде была целая, когда ее взяли в работу и начали перемещать, она просто рассыпалась на части, то есть все клеевые соединения уже пришли в такую ветхость и негодность, что клей, как говорят реставраторы, просто умер уже», - объясняет заведующий отделом реставрации Государственного музея истории Санкт- Петербурга Андрей Машков.

Отреставрировали и сохранили. Как яркий пример русского стиля. Пик популярности этого направления - вторая половина XIX- начало XX века. Мотивы народного творчества. Чаша для пунша с сердоликом и халцедоном фирмы Фаберже. Солонки в виде лукошка, чугунка. Ложки с гравировкой. И даже меню для императорской семьи в «русском стиле». Впрочем, на столе был уже другой кулинарный рисунок - трюфеля, омары и артишоки. Возможно, именно такие блюда подавали в Зимнем дворце в феврале 1903 года. На костюмированный бал гости пришли в сарафанах и кокошниках.

Подобные наряды носили еще со времен Николая Первого. Специальным указом он утвердил покрой женского парадного платья в «русском духе». И этот стиль сохранялся вплоть до 1917 года, меняясь лишь в деталях.

Выставка в Инженерном доме Петропавловской крепости расположена в трех залах, и тематически ее тоже можно разделить на три части. Невольно угадываются мотивы знаменитой уваровской триады - православие, самодержавие, народность.

И если объединить все образы - появляется, пожалуй, единое понимание того, каким был русский стиль, основанный на национальной идее.