29.01.2013 | 09:39

Конкурсные показы фестиваля "Золотая маска" начались в Москве

Конкурсные показы «Золотой маски» начались выступлением фестивального дебютанта. Екатеринбургский балет впервые претендует на призы Национального театрального фестиваля, причём сразу в пяти номинациях, включая «лучший балетный спектакль», «лучшая работа хореографа», лучшая мужская и женская роли». Такую щедрость экспертов породила постановка под названием «Amore Buffo», «Забавная любовь». Худрук екатеринбуржцев Вячеслав Самодуров, в прошлом премьер Мариинки и Ковент-Гарден, взял оперу Доницетти «Любовный напиток», перенес действие из тосканской деревушки в большой город, а героев заставил изъясняться не ариями, а па. В Москве спектакль показали на новой сцене Большого театра. Рассказывают «Новости культуры».

Вкус волшебного напитка знает каждая оперная примадонна. Теперь его магическую силу испытали на себе екатеринбургские танцовщики.

Идея сделать из оперы балет пришла Вячеславу Самодурову в самом сердце Лондона. Слушая оперу Доницетти в Ковент-Гарден, после первого акта уже знал, как.

«Подумал, после первого акта убрать певцов со сцены, – рассказывает Вячеслав Самодуров. – Уничтожить голоса, оставить только музыку – вполне балет получится. И затея удалась».

Затея удалась настолько, что Самодуров выдвинут на «Золотую Маску». Дирижер Павел Клиничев, разрывающийся между Екатеринбургским и Большим театрами, тоже в номинантах. Он впервые работает с перекроенной партитурой, где оперные голоса отдали инструментам. И держит баланс между Доницетти и Троицким, симфонизировавшим оперу.

«Мы меняли тембры голосов, отдельные тембры инструментов, ставили определенные нюансы», – отмечает Павел Клиничев.

Взяв год назад труппу под свое крыло, Вячеслав Самодуров настолько вдохновил артистов «Любовным напитком», что те работали до изнеможения. Несмотря на пот, кровь и новую хореографию, выдали премьеру, которая поставила в тупик многих. До этого в театре таких вольностей не было. Несмотря на то, что Екатеринбург – территория современного танца.

«Исторически сложилось так, что при благодатной почве, хорошей культивации современного балета театр был консервативным, – говорит Вячеслав Самодуров. – Но теперь нам предстоит много работы. Молодая труппа, молодые артисты, и поэтому хочется чего-то нового, актуального. Лед тронулся».

Хореограф сам удивляется, как ему удалось сделать балетную комедию. Заставить зрителя смеяться. Рассчитывал на пару улыбок, а получился балет с юмором. Артистам пришлось забыть про все балетные клише.

«Он просил быть на сцене максимально естественным, – говорит солист балетной труппы Екатеринбурсгкого театра оперы и балета Андрей Сорокин. – Не использовать гримасы и какие-то театральные приемы».

Не только Андрей Сорокин, на «Золотую маску» претендует его партнерша Елена Воробьева. У них задача одна – не только себя показать, но и не подвести театр. И хотя быть в номинантах престижно, это еще не победа – считает балерина.

«И я решила: выше себя все равно не прыгнешь, никого удивлять своими спосбностями не буду, – признается Елена Воробьева. – Я буду танцевать так, как я танцую».

Здесь не только танцы и музыка звучат по-новому. Сюжет стал современным и актуальным. Вместо деревни – город, клубные вечеринки, молодежные группировки, граффити, и даже волшебный напиток не безопасен. Только любовь остается прежней, как в «Любовном напитке» Доницетти.

Новости культуры
 

Все материалы о фестивале «Золотая маска»>>>