28.11.2011 | 15:39

Тринадцать версий чеховской "Чайки" на фестивале режиссуры в Москве

В Щукинском училище прошли Международные режиссерские мастерские, в которых приняли участие воспитанники российских и зарубежных театральных вузов. Десятый юбилейный смотр посвятили 120-летию со дня рождения Михаила Чехова. Всю неделю студенты дискутировали, встречались со знаменитыми театральными деятелями и, конечно, демонстрировали жюри свое мастерство. На конкурс каждый участник представил свою оригинальную версию пьесы Чехова «Чайка». Рассказывают «Новости культуры».

Член жюри Юрий Погребничко – постоянный участник режиссерских мастерских и любитель ставить в тупик даже самых въедливых студентов. Скидку на нежный возраст не делает, о профессии говорит с ними на равных.

«Мы разбирали, как режиссер различает пространство персонажей, пространство наблюдений», – поясняет Погребничко.

Зрители и члены жюри запаслись программками, в которых указаны имена участников режиссерского конкурса. Девушек в два раза больше. Все ставят  отрывок по «Чайке» Чехова. Всего члены жюри увидят тринадцать работ на одну тему. Будут и неожиданности.

«Здесь будет одно и то же по тексту. При этих условиях станут очевидными способности каждого режиссера», – подчеркивает член жюри Василий Валериус.

Каждый режиссер «Чайку» ставит по собственным законам. Евгения Никитина из Петербурга отказалась от текста. О львах и куропатках говорят только титры. Об остальном зритель должен догадаться сам. Похоже на модный перформанс.

«Делали, что нравилось, захватывало. Ребята подхватывали идеи – там же много радикализма такого», – говорит участница конкурса Евгения Никитина.

Тринадцать Нин Заречных за один вечер. Девушки XXI века от своих предшественниц отличаются радикально. Как и сами режиссеры. Виктория Таран, выполняя это задание, даже думать пыталась по-мужски.

«Я стала задумываться, почему режиссером не может быть женщина. Поняла,  что такое мужская логика, как мужчина бы это сделал», – рассказывает она. 

Вячеслав Терещенко фестивалем в «Щуке» занимается десять лет. На первом  были студенты из Москвы и Санкт-Петербурга, теперь едут со всей страны. Проблемы их волнуют далеко не детские. 

«Что делать? Куда идти? Что будет: продюсерский театр или директорский театр?» – задается вопросами директор Международных режиссерских мастерских Вячеслав Терещенко.

Возможно, кто-то из них скажет новое слово в искусстве в перспективе. А пока режиссерские мастерские – это их первый шаг на пути к театру.