28.01.2013 | 19:48

Михаилу Барышникову – 65!

Михаилу Барышникову, воспитаннику ленинградской балетной школы, исполнилось 65 лет. Его профессиональный взлет начался на подмостках Кировского театра. В городе, с которым Барышникова связывает так много, к юбилею танцовщика, хореографа и актера подготовили фотовыставку. В центре внимания – сам Барышников. Фотографии представляют постсоветский период его жизни. По окончании выставки снимки будут переданы в Вагановскую академию. Рассказывают "Новости культуры".

Подростком Барышников приехал в Ленинград из Риги. В Вагановском училище, которое называли инкубатором по выращиванию гениев, понял, что за аплодисменты, которыми взорвется зал через годы, нужно заплатить здесь и сейчас.

В начале пути когда Василев и Касаткина ставили авангардистский балет "Сотворение мира", он познал и муки творчества. 

"В этом балете участвовали Колпакова, Барышников, Брольшакова, Гуляев, Панов. Миша ходил за мной, он ложился прямо на ковре в коридоре: "Покажи мне рождение Адама", – вспоминает балетмейстер, народная артистка России Наталья Касаткина.

Потом об этом балете Екатерина Фурцева скажет: "Секс и модерн", что в устах министра культуры будет означать смертный приговор спектаклю. Барышников начинает понимать, что судьба танцовщика в Советском Союзе почти такая же, что у крепостных актеров. 

Аркадий Соколов бывал у Барышникова в коммунальной квартире на Петроградской и знал, что и в материальном смысле терять лучшему танцовщику Кировского театра было нечего.

"Я пришел к нему домой. Там стояла раскладушка и табуретка. Другой мебели не было. Я сел и начал задавать вопросы", – рассказывает театральный критик Аркадий Соколов-Каминский.

Потом, правда, дали квартиру и позволили купить престижную по тем временам машину. Но жить в золотой клетке Барышников уже не хотел и замыслил побег. В 1974 году на гастролях в Канаде он буквально сбежал от сотрудников КГБ. В эмиграции он танцует на ведущих площадках, создает множество собственных проектов, выходит на сцену в драматических постановках. Барышников сделал главное: он освободил русскую школу классического балета от оков консерватизма и довел ее до блистательного совершенства. 

"Миша, находясь там, внутренне повзрослел. Даже в своем репертуаре: он стал его танцевать по-другому, с более глубоким ощущением ролей", – отмечает народная артистка СССР Габриэла Комлева.

В глазах Барышникова все тот же интерес к жизни и человеку. Только теперь он ищет его не только в движении, но и в статике. С помощью своего фотоаппарата он говорит: "Остановись мгновение", и оно подчиняется. В эти дни в Петербурге проходит фотовыставка, посвященная Барышникову, и для поклонников это пока единственная возможность увидеть своего кумира. 

"Не приехал и Бродский, не успел приехать Довлатов. У Миши есть время. Он может приехать, когда захочет, но это не столь важно. То, что он делает для России, не каждый человек сделал бы для нашей культуры", – убежден художественный руководитель Театра имени В.Ф. Комиссаржевской Виктор Новиков.

Новости культуры