28.01.2013 | 12:02

"Новые страдания юного В." - премьера постановки Бархатова

Василий Бархатов, за несколько лет завоевавший репутацию самого молодого и успешного оперного режиссера, довольно уверенно осваивает пространство драматического театра. На Малой сцене МХТ имени Чехова он поставил спектакль «Новые страдания юного В.». Это произведение немецкого писателя Ульриха Пленцдорфа. В ней классический сюжет Гёте о юном Вертере перенесен в ГДР 70-х годов. Усилия команды во главе с Бархатовым были нацелены, в первую очередь, на тех, кому сегодня 18+. Рассказывают «Новости культуры».

В списке драматических постановок Василия Бархатова – всего два названия. Оба Шиллера – «Разбойники» и «Коварство и любовь». И вот теперь третья работа – тоже по немецкому автору. Обратившись к повести Ульриха Пленцдорфа, которая, кстати, и сегодня появляется на немецких сценах, Бархатов решил поговорить о кризисе юношеских надежд и верований, добавив к существующему материалу собственные больные вопросы. «Кто-то нашел себя и погиб, как Курт Кобейн и Эмми Уайтхаус и иже с ними, а кто-то не нашел себя и не погиб, и как-то перевалил через тридцатник и стал пристраиваться к жизни, как смог. Поняв, что он никакой не скоропостижно скончавшийся гений, а человек, которому надо как-то дальше ходить на работу каждый день. И меня, как человека, которому как раз исполняется тридцатник, это очень беспокоит – есть ли жизнь после 30 лет. Я еще пока не понял», - признается режиссер.

Вместе с драматургом Михаилом Дурненковым Бархатов многое переписал, изменил завязку, интригует развязкой действия. Однако реалии и даже музыку ГДР 70-х годов прошлого века решил сохранить – без них, говорит, не понять было бы всех внутренних конфликтов и мотивов. Но если в то время поиск себя затруднялся многочисленными запретами, то сегодня, во время вседозволенности, найти себя оказывается едва ли не сложнее. По крайней мере, для таких, как главный герой – Эдгар Вибо, амбициозный, непонятый и бесконечно одинокий романтик-максималист. На его роль Бархатов пригласил дебютанта – выпускника режиссерского факультета РАТИ - Александра Молочникова.

Роль возлюбленной главного героя – Шарлотты – досталась начинающей актрисе Нине Гусевой.

«Мне очень близок образ главного героя Эдгара, потому что в жизни каждого человека попадался такой парень, который непонятно откуда взялся, чего хочет, человек, который стремительно проживает свою жизнь. У меня, например, был такой друг, и поэтому у меня много ассоциаций было», – отмечает Нина Гусева.

В отличие от Пленцдорфа Бархатов особо подчеркивает линию отношений отцов и детей. В его спектакле – два главных героя. По обрывкам разговоров, аудиопленок, рисунков отец пытается понять, каким вырос сын, оставленный им 15 лет назад. Следуя за обстоятельствами и событиями теперь уже покойного сына, отец, в исполнении Евгения Миллера, как будто проходит по кругу собственной жизни.

Почему, перевалив за 30, люди из свободно и спонтанно мыслящих превращаются в обывателей? Каково – поняв, что ты не гений, а гений – не ты, – приноравливаться к рутине? Над такими вопросами Василий Бархатов приглашает зрителя пострадать вместе с главным героем.

Новости культуры