28.01.2013 | 10:37

Выставка русских икон открылась в Люксембурге

Уникальная выставка русских икон открылась в Люксембурге. Церковно-археологический кабинет Троице-Сергиевой Лавры впервые вывез их для показа за границу. Проект, организованный Клубом российских православных меценатов, знакомит европейскую публику с традиционными Образами Николая Чудотворца. Есть среди шедевров древнерусского искусства и такая редкость, как мерная икона. Из Люксембурга – репортаж «Новостей культуры».

Жизнь главного города Великого Герцогства, разделенного рекой Альзетт на верхнюю и нижнюю части, будто на ладони. Размеренный и словно игрушечный Люксембург, изобилующий зеленью, говорящий на разных языках мира, нередко называют культурной столицей Европы. Куда с удовольствием приезжают артисты, художники и музыканты – насладиться пейзажами и архитектурой.

Древние иконы экспонируют в историческом центре Люксембурга – монастыре святого Бенедиктина XVII века. Одно время в его корпусах располагалась люксембургская армия. Позже, при нацистской оккупации монастырь превратили в тюрьму для участников Сопротивления – до сих пор внутри их молельные комнаты. Однако сегодня это крупный культурный центр с залами для выставок и концертов.

К русской культуре здесь отношение традиционно почтительное. Ведь свою независимость Герцогство получило во многом благодаря Александру Второму. В 1867 году русский император и британская королева Виктория воспрепятствовали планам Наполеона Третьего, и Люксембург не стал провинцией Франции. В независимую страну посол Великого Герцогства в СССР Ги де Мизер в 80-х вывозил запрещенные работы нонконформистов. Их коллекцию успел показать в Европе и США. Говорит, иконы тогда не покупал, но интерес к иконописи был.

«Я был знаком с одним реставратором икон, и мы часто философствовали о том, что стоит за ликом русской иконы, – вспоминает Ги де Мизер. – Ведь до сих пор, когда я вижу древнерусскую икону – мое сердце трепещет. Это никак не связано с театральностью, это искреннее чувство».

Коллекция икон Церковно-археологического кабинета Троице-Сергиевой Лавры еще недавно была недоступна широкой публике.

«Коллекция Церковно-археологического кабинета складывалась в советский период, – рассказывает хранитель Церковно-археологического кабинета Московской православной духовной академии Евгения Суворова. – Дореволюционный музей был национализирован. А в советское время церкви нельзя было иметь свои музеи, и существовал этот единственный кабинет для того, чтобы показать высокопоставленным иностранным гостям, что в Советском Союзе церковь есть».

На выставке – полная иконография образов Николая Чудотворца, начиная с XV века. В разных стилях – от европейского барокко до русского модерна, как келейная икона Патриарха Алексия Первого Симанского. Изображенный в полный рост, по плечи или по пояс Николай Мирликийский в русских иконах становится Николаем Зарайским, Можайским или Великорецким – в зависимости от того, где происходили чудеса, связанные с ним. Святитель Николай у Симона Ушакова – оживотворенный и просветленный душой и телом. За подобные образы московский иконописец в XVII веке был пожалован в дворяне. У старообрядцев святитель грозен и суров – его даже называют Николай Отвратный.

«Этот образ связан с тем, что Никола как бы отворачивается от грешника в три четверти, и внутренне ожидает, когда грешник покается, – поясняет Евгения Суворова. – Он не отворачивается совсем – он ждет. Икона Николы Отвратного очень экспрессивна, даже я бы сказала авангардна».

Николай Чудотворец всегда был одним из самых почитаемых святых. Ему молились, чтоб иметь крепкое здоровье, удачно выдать дочь замуж, жить безбедно в старости. И называли «скорым помощником» в людских делах. Но молиться «о себе» принято было своим ангелам-хранителям, у собственных мерных икон.

«Именно в этой традиции мы увидели мощнейшую защиту для детей, – отмечает меценат, организатор выставки Андрей Поклонский. – Рост младенца, его длина плечиков – это часть паспортных данных входа младенца в мир. В рост и по ширине пишется икона. И в нее вписывается его святой покровитель. Все время младенец находится под защитой своего святого покровителя».

Подлинники мерных икон, которые на Руси заказывали к Крещению младенца, уже экспонировали во многих странах Европы. На этой выставке – скорее рассказ о возрождении старинной русской традиции, которую продолжают современные иконописцы. Для европейцев мерные иконы, о которых и сегодня многое неизвестно, наряду с таким разным Николаем Чудотворцем становятся открытием в понимании сути православия и русской души.

Читайте также:
В Люксембурге покажут русские старинные иконы из Троице-Сергиевой лавры>>>

Новости культуры