25.01.2013 | 16:01

100 лет со дня рождения актера Ивана Рыжова

Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения советского актера театра и кино Ивана Рыжова. Он сыграл огромное количество ролей, большинство из которых не были главными, но назвать их второстепенными было бы неправильно – настолько яркой, весомой и запоминающейся становилась каждой из них. Казак в "Тихом Доне", колхозник в картине "Дело было в Пенькове", Федор Байкалов в "Калине Красной". В обычной жизни об Иване Рыжкове говорили как о человеке стопроцентной доброты. Таком же, как душевный сибиряк Митрий Акимыч, сыгранный им в фильме "Долгая дорога в дюнах". Рассказывают "Новости культуры".

Небольшого роста, говорливый и веселый – крестьянский парень с душой нараспашку, Иван Рыжов всегда мечтал о сцене. А посвятил свою жизнь кино. Ему часто предлагали эпизоды и роли второго плана – Рыжов умел даже маленькую сцену сделать запоминающейся и колоритной. Сергей Никоненко познакомился с Рыжовым, будучи еще студентом, на "Мосфильме". Говорит, его поразила простота и желание помочь молодому режиссеру. Сельский труженик Николай Иванович в фильме Никоненко "Целуются Зори" – одна из немногих главных ролей в фильмографии Ивана Рыжова.

"Ему, наверное, было противопоказано играть испанцев, монглов и другие роли. Все лучшее, что вобрал в себя русский характер, было в арсенале душевном Ивана Рыжова. Необыкновенная доброта, щедрость, доброжелательность", – вспоминает режиссер, народный артист РСФСР Сергей Никоненко.

Именно эти качества ценил в артисте и Василий Шукшин. Он называл Рыжова "актером стопроцентной органики". Его деловитый проводник в "Печках-лавочках", начальник нефтебазы в фильме "Живет такой парень" и отец Любы в "Калине Красной"  седовласый старик в белой рубахе и с настороженным взглядом, как нельзя лучше воплощали ту самую, истинно народную мудрость.

К 100-летию актера Почта России выпустила марку.

"Была выпущена оригинальная почтовая карточка из кадра "Калины красной". На таких карточках на конвертах отражаются только самые знаменательные события", – подчеркивает сотрудник ФГУП "Почта России" Галина Нечушкина.

Мастера, бригадиры, председатели колхозов, домоуправы, отцы и деды. Внешность русского мужика  крепкого и сильного. Этот образ за Иваном Рыжовым закрепился, когда артист перешагнул сорокалетний рубеж. Режиссеры Валерий Усков и Владимир Краснопольский пригласили Рыжова сыграть одну из ключевых ролей в своей дипломной работе "Самый медленный поезд". Артист буквально спас фильм своим актерским дарованием.

"Он играл больше глазами. Глаза у него были очень хорошие, и борода ему шла. Такого подлеца сыграл – художественного подлеца", – рассказывает режиссер, народный артист РСФСР Валерий Усков.

Но главной их соместной работой стала картина "Тени исчезают в полдень". Рыжов появился в ней в совершенно ином образе. 

"Он у нас сыграл другого человека – симпатичного мужика, котрый ни во что не верит: что бы там ни говорили, не верю я. Данные у него были актерские завидные: яркая внешность, не похожая ни на кого, и огромный внутренний темперамент, скрытый при внешнем спокойствии", – продолжает Валерий Усков.

Его называли человеком "стопроцентной доброты", никто и никогда не видел его в унынии. Таким – открытым, жизнерадостным  запомнился Иван Рыжов и зрителям, и коллегам по цеху.

К юбилею актера смотрите на нашем канале завтра, в 10:35, художественный фильм "Целуются Зори", а в 11:45 документальный фильм "Иван Рыжов".

Новости культуры