29.11.2011 | 10:40

В театре Армена Джигарханяна новая сценическая версия пьесы Радзинского

Новое название в репертуаре, новая сценическая версия знаменитой пьесы и…новый этап в творческой биографии выдающегося артиста. Все это – о премьере в театре под руководством Армена Джигарханяна. В легендарном спектакле Маяковки «Театр времен Нерона и Сенеки», по одноименной пьесе Эдварда Радзинского, Джигарханян блестяще исполнял роль жестокого римского императора. С тех пор прошло более четверти века – время, достаточное для того, чтобы стать философом. Рассказывают «Новости культуры».

Первое появление на сцене философа Сенеки зал встречает аплодисментами. В роли мудреца – Армен Джигарханян. После продолжительной паузы актер снова на сцене.

В «Театре времен Нерона и Сенеки» Джигарханян играет уже не в первый раз. В восемьдесят пятом в постановке Андрея Гончарова исполнял роль Нерона, теперь – черед его учителя – Сенеки. Тридцать лет назад зрителя поражал откровенный наряд тирана, теперь же больше впечатляют невольные сравнения происходящего на сцене с реалиями дня сегодняшнего.

«Если говорить о философии Нерона, это именно «раздетые» люди, – говорит Джигарханян. – Это именно люди, которые убили в себе стеснительность. Это основа такого театра».

Практически на протяжении всего действия Сенека молчит. Лишь с грустью наблюдает за бесчинствами своего ученика, будто впитавшего в себя все пороки мира.

Но ближе к финалу ненависть к Нерону сменяется жалостью. Актер Семен Штейнберг играет не злодея, но несчастного юношу, превратившегося в тирана с молчаливого поощрения окружающих.

«Я убивал, но вы же все были при этом, ничего не сказали, ничего не сделали, – говорит актер. – Как и собственно говоря, не только с Нероном, но и с любым народом, где приходит тиран».

Впрочем, авторы спектакля не дают однозначных ответов: где добро, где зло. Зритель должен самостоятельно выбрать - в какой театр ему идти: в театр Нерона или Сенеки…