25.01.2013 | 12:43

Оперу "Билли Бад" в постановке Вилли Декера представили на сцене Михайловского театра

Северная столица отправляется в плавание на корабле «Неустрашимый». В Михайловском театре – премьера популярной в Европе оперы «Билли Бадд». Ее автор – один из самых ярких композиторов двадцатого века Бенджамин Бриттен, в этом году исполняется сто лет со дня его рождения. На российской сцене оперу дают впервые. Это повторение спектакля Венской оперы 2001 года – его режиссер Вилли Декер специально приехал в Петербург, чтобы еще раз поставить великое, по его словам, произведение. На премьере побывали корреспонденты «Новостей культуры».

Конец XVIII века. Действие происходит на военном корабле под названием «Неустрашимый». На сцене – одни мужчины. В основе сюжета – конфликт между матросом Билли Бадом и старшиной корабельной полиции. Ненависть приводит к убийству.

Воссоздать огромный корабль на сцене очень сложно и невозможно, говорит режиссер. Поэтому он придумал такой ход: то, что мы наблюдаем – это вид через объектив фотокамеры.

Автор оперы - английский композитор Бенджамин Бриттен – сейчас один из самых популярных в Европе. Но это его произведение в России ставят впервые. Одна из причин – очень сложный музыкальный язык. В этом признаются сами артисты.

«Честно говоря, я первый раз столкнулся с такой сложной музыкой в плане математической точности, – признается солист Михайловского театра, исполнитель партии Билли Бада Юрий Ившин. – Очень сложно было: много тонального пения, где оркестр не то что помогает, а еще проверяет, ту ты ноту взял, или не ту».

На роль «главного злодея» – старшины Клаггарта – как для первого, так и для второго состава пришлось пригласить актеров из Европы.

«Это очень сложная партия, – отмечает музыкальный руководитель, главный дирижер Михайловского театра Михаил Татарников. – Скорее, даже вагнеровский бас здесь должен быть, здесь должно и фактурно совпадать, и голос. И мы, посовещавшись, решили, что мы без помощи не сможем справиться».

Музыка британского композитора сложна не только технически, но и содержательно, говорит немецкий режиссер Вилли Декер. Он ставил оперу много раз: в Сан-Франциско, Барселоне, Вене. Менялись декорации, актеры, но неизменным оставалось одно: в спектакле Декера – две войны: одна реальная – между Францией и Англией конца XVIII века и вторая, внутренняя – та, которая происходит внутри человека.

«Война наций начинается в каждом человеке отдельно, и это то, от чего мы все очень сильно страдаем, от этих конфликтов, которые сами же порождаем, – отмечает Вили Декер. – В каждом из нас может быть такой потенциал, источник зла, судьба каждого в наших руках».

«Билли Бадд» – опера-притча. По словам режиссера, «Неустрашимый» – это общий корабль человечества, на котором царит раздор. Но заканчивается спектакль утопией: картиной земли без войны и ненависти. Такова мечта всей интернациональной труппы.

Новости культуры