25.01.2013 | 10:15

Эскизы тканей от декоратора "Русских сезонов" на выставке "Лев Бакст: открытие материи"

Художник и сценограф Лев Бакст прославился как автор декораций для Русского балета Дягилева. Смелые костюмы артистов настолько поразили европейскую публику, что к художнику стали обращаться представители французской элиты с просьбой сшить наряды и для них. Так открылась новая грань таланта Бакста – оформление тканей. Как-то после персональной выставки в Лувре Лев Бакст с сожалением написал: «Мои работы купили итальянцы, французы, и ни один русский». Художник переживал, что на родине памяти о нём не останется. Но недавно одна из его коллекций вернулась в Россию. Ее можно увидеть на выставке «Лев Бакст: Открытие материи». Рассказывают «Новости культуры».

В Америку Льва Бакста пригласили читать лекции, посвященные искусству костюма. Конечно, визит русского денди, законодателя парижской моды не мог остаться незамеченным местной элитой – на одном из светских раутов русский кутюрье и завел дружбу с «шелковым королем Америки» Артуром Селигом. Искусство Льва Бакста решили поставить на поток – первая партия шелковых тканей, эскизы к которым выполнил художник, разошлась в мгновение. Руку к этому приложил и сам Бакст: проникнувшись духом Америки, он лично рекламировал ткани потенциальным покупателям.

«Для среднего и более высокого класса, своей патронессе он советовал покупать шелковые ткани только у этой фирмы, во всех красках описывал, какие там цвета, как они играют и, они распространялись в высшем свете», – рассказывает искусствовед Елена Теркель.

По требованию промышленника Артура Селига в тканях должны были присутствовать индейские орнаменты. В художнике взыграл патриотизм – в ответ он настоял на том, чтобы использовать и русские узоры, а на одном из эскизов Бакст даже изобразил храм Василия Блаженного. Следующую партию тканей было решено выполнить также в этнической стилистике – индийской, древнегреческой – этнографией Бакст увлекался серьезно с юности. До возвращения на родину художника, в частную коллекцию, несколько десятилетий эти эскизы хранились в Мэрилендском институте.

«Бакст умер в 24-м, – говорит куратор выставки Наталия Курникова. – Спустя два года, в начале 27-го, эти эскизы появились на публике в первый раз. Я не знаю, каким образом они попали к Алону Бементу, но он в 42-м году передал их своему родному институту и вот там они и хранились до последнего времени».

Организаторы выставки, конечно, не могли не воплотить в ткани эти эскизы почти столетней давности. Увидев их, современные модельеры пришли в восторг. Дизайнер Алена Ахмадуллина поразилась актуальности цветов и узоров, стилистике в целом, что говорить про шелк – он всегда в моде.

«Я вполне себе представляю этот рисунок в современной коллекции, и вот этот, – признается Алена Ахмадуллина. – Они потрясающие».

Почти сто лет назад Лев Бакст писал, что будущее за яркими и чистыми цветами. Как так совпало – то ли это мода, которая любит повторения, то ли дело всё же в художнике, опередившем время.

Новости культуры