29.11.2011 | 19:46

Произведения искусства из стекла на Пятой российской триеннале

Хрупкий, капризный, недолговечный материал – стекло. Однако российская триеннале с одноименным названием оказалась на редкость стойкой. «Стекло – 2011» – это уже пятая выставка проекта Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. Раз в три года здесь представляют последние тенденции и художественные находки. Рассказывают «Новости культуры».

Стекло обладает особыми свойствами. В горячем состоянии его можно отливать и выдувать, в холодном – сверлить и резать. Пятая Российская триеннале раскрывает новые тенденции. Художники активно комбинируют стекло с другими материалами – тканью, деревом, металлом. Своего двухметрового Дон Кихота художник Фидаиль Ибрагимов собирал по частям при помощи формы из медной проволоки, в которую выдувал детали. Признается, что в процессе много импровизировал, играл с фактурой. Обладатель многочисленных премий, Ибрагимов говорит, что идеи к нему приходят самым неожиданным образом.

«Передача была какая-то год назад, и ругали Дон Кихота – да это маразматика, что вы восхищаетесь… Я возмутился: как это так? Думаю нет, сделаю. Это чудак, странник, рыцарь печального образа. Художники – тоже чудаки», – рассказывает автор.

Главное правило триеннале – демонстрация самых последних произведений из арт-стекла. В этом году художников больше всего привлекают темы изменчивости природы, романтики дальних плаваний и красоты подводного мира.

«Наше стекло было более серьезным в прошлые годы. А со временем новая струя, молодежь начинает работать, они уже как-то отходят от политических, социально-политических проблем, они более раскованы и свободны», – замечает куратор выставки «Стекло – 2011» Ольга Поляшова.

Более того, молодые художники активно используют новые технологии. Не обходится и без экспериментов. Ольга Мохначева уже второй раз участвует в триеннале, в этом году освоила гидроабразивную резку стекла. Этот метод позволяет сделать сложный контур на материале любой толщины. Ее работа называется «ПуБеБоД», что в расшифровке означает – Пушкин, Бетхвоен, Бонифаций и Девочка».

«Пушкин – это наше все, как известно, Бетховен – восхитительная музыка, Бонифаций – чтобы внести нотку хулиганства, ну и автопортрет. Я никак не могла посадить их вместе, чтобы попить чайку, кроме как в таком виде», –  поясняет художница.

В экспозиции работы молодых авторов представлены в одном ряду с мэтрами прикладного творчества, никаких привилегий по званиям. Художники признаются, что это прекрасная возможность черпать вдохновение друг у друга. Ведь творчество, как и стекло, поддается шлифовке и полировке.