01.12.2011 | 10:28

"Борис Годунов" возвращается на историческую сцену Большого театра

«Музейная редкость, которую стоит хранить» – так в Большом театре называют легендарные спектакли прошлых лет, которые, один за другим, будут возвращаться на обновленную историческую сцену. Парад «реинкарнаций» открывается сегодня – возобновленной постановкой «Бориса Годунова» 1948-го года. Над третьей сценической версией шедевра Мусоргского работали режиссер Леонид Баратов и художник Федор Федоровский. Спектакль стал образцом советского «большого стиля», интерес к которому в мире, как показало время, не утрачен: в 2006-м, во время гастролей Большого во Франции, именно эту постановку парижская пресса назвала «эталоном классической оперы». Рассказывают «Новости культуры».

Спустя шесть лет «Борис Годунов» возвращается на родную сцену. Именно этим спектаклем Большой закрывался на реконструкцию. Показать его на новой сцене не было никакой возможности, так как декорации были очень большими. Более того, за время реконструкции в Большом появился еще один «Борис Годунов», но этот спектакль 48 года, так и остался вне конкуренции.

Максим Пастер со своим персонажем давно на «ты». Шуйского пел в последнем спектакле перед закрытием Большого. Говорит, все как будто вчера было. И грим, и костюм те же, спектакль тоже не изменился.

«Не каждый театр может похвалиться, что на его сцене идет спектакль 60 лет, – говорит Максим Пастер. – Были споры стоит пенек, не стоит, были деревья, не были, ходил направо, или налево».

Самая русская из всех русских опер, «Борис Годунов» рождался в муках. Мусоргский сделал две редакции и обе запретили. Артисты втайне разучивали партии. Провальная премьера в Мариинке стала еще одним ударом для композитора. После смерти Мусоргского к опере приложил руку Римский-Корсаков и тоже сделал две редакции, потеснившие оригинал. Свой вариант оркестровки написал и Шостакович.

В Большом «Годунова» ставили трижды. Сам Шаляпин пел главную партию. Постановка 48-го, где главная идея – столкновение народа и царя, идеально попала на советскую идеологию.

Алина Яровая на исторической сцене поет впервые. Выпускница молодежной программы, в Большой пришла летом. Но время зря не теряла. «Борис Годунов» – ее третья работа. Чтобы поймать дух спектакля, певица даже от нового костюма готова отказаться.

«Я репетировала в старом, и мне не хочется, чтобы его сшили к премьере, мне так нравится что я в том платье, в котором выходили звезды мировой сцены», – говорит солистка.

Павел Сорокин в акустике Большого уверен: «Вчера на репетиции попробовал хор шепотом, все слышно».

За плечами премьера «Спящей красавицы». Теперь задача сложнее – «Борис Годунов» Мусоргского. Такую глыбу играючи не поднять. Помогает опыт работы над сокуровским «Борисом Годуновым», поставленным для новой сцены Большого в 2007-м.

«Борис Годунов» – давно бренд на Западе. Спектакль-миф о загадочной русской душе. Четырехчасовое действие с тремя антрактами, массовые сцены на сто человек, костюмы и декорации, передающие дух эпохи.

Трагедию Бориса Годунова Михаил Казаков каждый раз проживает заново. Партию назубок знает: раз двести пел, не только на сцене Большого. Все акценты расставил для себя.

«Это бесконечный монолог человека и совести, как вы приходите домой и остаетесь и думаете, что вы хорошего сделали за день, а что не получилось, так вот это об этом, только во Вселенском масштабе», – говорит Казаков.

На историческую сцену Большой возвращает свой золотой фонд. Спектакли, без которых немыслим театр. «Борис Годунов», с шестидесятилетней историей в этом списке – первый. Возможно, в афише появится и второй «Годунов» – сокуровский. Но пока в репертуаре его нет.