01.12.2011 | 10:33

X юбилейный Фестиваль немецкого кино

Десятый юбилейный фестиваль немецкого кино стартует сегодня в столице. Фильмы, вошедшие в программу смотра, уже увидели в Новосибирске, а вслед за Москвой их ждут в Петербурге. Ожидания, утверждают организаторы, оправданы – фестиваль и задуман как зрительский. Тем более, что у российского зрителя – особая причина для особого отношения к немецкому кинематографу. Слишком много «общих» тем в непростой истории наших стран, и к ним режиссеры обращаются постоянно. Рассказывают «Новости культуры».  

Перед началом Десятого – юбилейного – Фестиваля немецкого кино, организаторы подсчитали: за время существования смотра более сорока тысяч зрителей в России увидели около 150 самых свежих немецких лент.

«Оно все зрительски ориентировано в Германии, и этим, кстати, немецкое кино очень сильно отличается, например, от французского. Там нет такого деления на авторские заумные фильмы и фильмы для простого народа. Это все фильмы для нас, зрителей», - объясняет кинокритик Алексей Медведев.

И все-таки фавориты неизбежны, как в любой программе. В коллекции Ульриха Келлера – «Серебряный медведь» за режиссуру «Сонной болезни», действие которой разворачивается в Африке. «Альмания: Добро пожаловать в Германию» - лента Ясмин Самдерели о семье турецких эмигрантов неожиданно даже для ее создателей взорвала немецкие рейтинги. И, конечно, историческая картина о великом «Гете» - в числе хитов. Многолетние отборщики фестиваля отмечают любопытные схожесть или, наоборот, разность в восприятии лент немецким и русским зрителем.

«Фильм «Гете», который тоже с большим успехом прошел в Германии, он, по-видимому, пользуется большим успехом и у жюри, и у зрителей. Наш фестиваль прошел тоже в Новосибирске. Это было для нас очень интересно, - отмечает координатор фестиваля немецкого кино Симона Бауманн. - И еще есть фильм в главной роли с Даниэль Брюдь о футболе, и этот фильм, если честно, в Германии шел хорошо, но не очень хорошо. Там было очень много ожиданий. А здесь он вообще идет очень хорошо. И все его очень любят».

Русскую тему, без которой не обходится, кажется, ни один фестиваль немецкого кино в этом году, представляет картина «Четыре дня в мае» - совместный проект Германии, России и Украины. Драма о взводе советских солдат в Германии, в последние дни войны занявшем детский приют и ждущих приказа: что дальше. Актер Алексей Гуськов однажды услышал эту документальную историю по радио. Теперь он – главный герой и продюсер ленты.

«Его впервые показали на кинофестивале в Локарно на так называемой пьяццо Гранде. Это один из самых больших кинотеатров под открытым небом в Европе и в мире. Это огромная средневековая площадь, на которой сидит около восьми-девяти тысяч человек, и смотрят на гигантском экране под открытым небом вот этот фильм. То есть уже одно это говорит о его зрительском потенциале», - уверен Алексей Медведев.

Три разных режиссерских взгляда на одну и ту же историю. Таков сюрприз специальной программы, которую представляет Институт Гете. Известные в Германии режиссеры - Доминик Граф, Кристиан Петцольд и Кристоф Хоххойслер – представители так называемой Берлинской школы. Их взгляд на мир – жесткий, пристальный, точный. Побег маньяка из тюрьмы в их версиях становится то сказкой, то детективом, то драмой – под общим названием Dreileben. Это и имя деревни, где происходит действие, и в переводе с немецкого – «три жизни», три фильма.

«Интересно, что снимались эти фильмы для телевидения, а не для кино собственно. Это действительно очень большой эксперимент, который шел с огромным успехом на немецких каналах», - рассказывает руководитель отдела культурных программ Института имени Гете в Москве Вольф Иро.

Немногое, что предсказуемо перед началом фестиваля – разнообразие жанров и, конечно, традиционный – фирменный – юмор, который немцы обнаруживают практически в любой теме. А еще – обязательные призы – зрительские. Фестиваль вручает их самым преданным поклонникам современного немецкого кино.