22.01.2013 | 11:42

Дискуссии об облике нового здания Государственного центра современного искусства

Расхожий аргумент «а я так вижу» продуктивно работает в современном искусстве, и так же звучит, пожалуй, один из главных критериев в споре о том, как должно выглядеть новое здание Государственного центра современного искусства. Сразу несколько авторитетных деятелей культуры видят его отчётливо, но каждый по-своему и со своей правдой. Ещё и предмет спора очень нестабильный. Всё-таки – это будет обиталище современного искусства, такого изменчивого. Кто знает, каким оно будет через десяток лет, какие площади и фондохранилища, какие коммуникативные возможности ему потребуются. На очередной дискуссии о будущем центра присутствовали «Новости культуры». 

Как будто с чистого листа - в ГЦСИ снова вернулись к обсуждению проекта федерального музея современного искусства. Решение о его строительстве было принято в 2009-м. Сперва хотели строить на месте уже существующего здания на Зоологической улице, затем решили, что музею быть на Бауманской. Но смелый архитектурный проект Михаила Хазанова не выдержал критики московского арт-сообщества - в Министерстве культуры к доводам, что проект уж слишком дорогой и амбициозный, прислушались. Предложенный ГЦСИ проект в итоге не поддержали, зато предложили новую площадку для строительства- на Ходынском поле.

«В какой-то момент были разочарования. Мы были уже в нескольких шагах от реализации проекта и, если бы утвердили проект на Бауманской, то мы бы приступили к строительству в этом году. Теперь, конечно, мы откатились на несколько лет назад и начинать все с нуля», - сетует директор ГЦСИ Михаил Миндлин.

Но главное для успеха этого проекта все же есть, говорят в ГЦСИ, это сам факт финансирования и очередная, новая территория. Сорок тысяч квадратных метров против прежних «бауманских» пяти тысяч. Куратору и искусствоведу Андрею Ерофееву такие размеры показались слишком огромными – зрителю все не обойти, считает он, а современного искусства на такую территорию просто не наберется. Критике он подверг и сам документ концепции музея.

«Данный документ не может быть основой технического задания, потому что он написан в стилистике, которой мы пользовались 20 лет назад, она очень приблизительна и неточная», - уверен куратор, искусствовед Андрей Ефремов.

По поводу концепции с Ерофеевым многие согласились - дорабатывать нужно. По поводу размеров будущего музея - нет. Они более, чем скромные - парировали оппоненты. В пример привели музей «Метрополитен» в Нью- Йорке - 200 000 квадратных метров, МОМА - музей современного искусства в Нью-Йорке -115 000. И эти музеи страдают от нехватки помещения . Нашлись и несогласные с расположением будущего музея на Ходынском поле. Среди них – автор проектов зданий на Зоологической и Бауманской - Михаил Хазанов. «Ходынское поле - ничего кроме давиловки на Ходынке знаменитой - там нет. И этот объект, поверьте, предсказываю, растворится в соседстве с гостиницами и супермаркетами», - убеждает он.

Недовольства вызвала и размытая, по мнению некоторых спикеров, концепция коллекции Государственного центра современного искусства. Именно она должна определять архитектуру будущего здания. Участники дискуссии предложили ее доработать, но венский архитектор и куратор Питер Нойвер призвал делать это параллельно и не тормозить с принятием решений – иначе строительство первого федерального музея современного искусства снова затянется.

Новости культуры