01.12.2011 | 10:46

В Кремлевском дворце прошел юбилейный вечер, посвященный 75-летию со дня рождения Мариса Лиепы

Вечер, посвященный 75-летию со дня рождения Мариса Лиепы, прошел на сцене Государственного Кремлевского дворца в Москве. Великий танцовщик еще в 60-е годы начал реконструировать балеты знаменитой дягилевской антрепризы «Русские сезоны». Теперь их воссоздают его дети. Вечер получил название «Русские сезоны XXI века». Рассказывают «Новости культуры».

В 60-х Марис Лиепа первым загорелся идеей реконструкции дягилевских «Русских сезонов». В начале ХХ века они произвели настоящий фурор в Европе. Успехом пользовались и его постановки. Вслед за отцом восстановлением одноактных спектаклей увлекся сын. Андрис Лиепа реконструировал уже десяток балетов дягилевской антрепризы. Несколько главных партий в них исполняет его сестра – Илзе.

«Все, что мы делаем с Андрисом в нашем искусстве, в нашей профессии, мы как-то все отсылаем к отцу, проверяем на собственном впечатлении – что бы сказал отец, как бы отреагировал, – говорит Илзе Лиепа. – А когда проходят вечера, которые просто посвящены ему, это вообще что-то особое совершенно».

Вечер-посвящение открывается «Шопенианой». Этот балет на музыку Шопена называют жемчужиной «Русских сезонов». Юношу в «Шопениане» Марис Лиепа когда-то танцевал именно здесь, на сцене Кремлевского дворца. Теперь в заглавной партии – Николай Цискаридзе.

Андрис Лиепа уверяет: хореография Михаила Фокина воссоздана детально. В отличие от других одноактных балетов этот бережно хранился даже в советские годы.

«Я, например, учил «Видение розы» у отца, а «Шопениану» учил у Михаила Барышникова, – рассказывает Андрис Лиепа. – Я работал тогда в Американском балете и мне показывал Михаил Барышников. Так что здесь таких разночтений нет. Я думаю, что вот эта русская классика она живет в нас – мы заканчиваем школу, и это уже часть нашей жизни, часть нашей судьбы».

Для вечера-посвящения было подготовлено и несколько премьер. Одной из них занимался французский хореограф Патрик де Бона. Для него, как и для любого танцовщика, имя Мариса Лиепы – часть истории классического танца.

«Он – сама история, это очень известный танцовщик, в балетном мире Мариса Лиепу знает каждый. Он много сделал в классическом танце, и в мужском танце в частности, шагнул очень далеко. И, конечно, обо всем этом нельзя забывать».

В память о танцовщике в фойе Кремлевского дворца организована фотовыставка. Зрители, конечно же, вспомнят воинственного Красса в «Спартаке». А для профессионалов чем-то вроде учебных пособий стали его Конрад в «Корсаре», Зигфрид в «Лебедином озере» и партия Призрака розы. На вечере-посвящении ее исполняет Дмитрий Гуданов. К премьере готовился по черно-белой записи. Даже костюм выбрал похожий на тот, в котором танцевал Марис Лиепа.

«Поскольку черно-белая запись, то я не знаю, какая у него гамма была, но это из гаммы Нижинского, у него было много разных костюмов, разных цветов – от бордового, до розового, лилового», – говорит Дмитрий Гуданов.

В костюме Призрака розы Марис Лиепа был изображен скульптором Еленой Янсон-Манизер. Она создала целую серию работ, посвященных великому танцовщику. Миниатюрные копии одной из этих статуэток на вечере-посвящении были вручены всем участникам «Русских сезонов XXI века».