22.01.2013 | 10:54

Необычные иконы представлены в рамках Рождественского фестиваля

Начало года в столичном Театре «Школа драматического искусства» традиционно освещает «Вифлеемская звезда». Под таким названием здесь уже десять лет проходит Рождественский фестиваль, в программе которого – спектакли, концерты классической музыки, кинопоказы, конференции и выставка современного церковного искусства. Экспозицию, где представлены необычные иконы, увидели корреспонденты «Новостей культуры».

Театр «Школа драматического искусства» создавался режиссером Анатолием Васильевым как своего рода храм, причем не только в смысле храма искусства. В этом театре есть и настоящий домовый храм, куда ходят актеры и работники театра. Поэтому ни выставка сакрального изобразительного искусства, ни молебен перед открытием выставки не выглядит в этом пространстве как что-то необычное.

«Нам кажется, само это пространство притягивает образы божественные, – говорит актриса Евгения Розанова. – И когда мы открываем наш фестиваль “Вифлеемская звезда” выставкой христианского искусства – это та культура, через которую дышит Дух».

Зрители, которые давно ходят в «Школу драматического искусства», хорошо знают, что в этом театре ломают театральные каноны. Вот и нынешняя выставка икон получилась под стать. А зачем вообще сегодня нужны иконы? Так парадоксально сформулировал вопрос один из выступавших на открытии выставки гостей. Имея в виду, конечно, не отказ от иконописи, а необходимость заново переосмыслить, переоткрыть икону, понять, как и зачем писать сегодня, не выходя за рамки канона, но при этом раздвигая границы искусства иконописи.

«Ремесленник, пишущий по канонам, понятно, что он никогда не согрешит, но это как некий костыль, который помогает ходить, но никогда бегать не будешь, – считает клирик храма Благовещения в Петровском парке протоиерей Андрей Юревич. – А хочется вообще-то бегать, а хочется ходить без всяких подпорок, поэтому, я думаю, современная иконопись должна идти дальше».

В какую сторону развиваться современной иконописи – как раз на этот вопрос и пытается ответить выставка. Здесь можно увидеть очень необычные иконы. Все они созданы по иконописным канонам. Однако это не мешает авторам создавать поразительные по степени воздействия образы.

«Очень важно оставаться целостной личностью, – признается иконописец Екатерина Лукинина. – Где-то нужно копировать, что-то доставать, как Шостакович много перенимал. А сегодня вообще современных художников называют экспроприаторами, чем самостоятельными творцами. Многое сказано до».

Екатерина Луканина только начинает свой путь иконописца, учится на древних образцах. Ее «Спас на Убрусе» – творческая переработка знаменитой иконы XII века из Третьяковской галереи. По словам куратора выставки, не слепое копирование, а своя интерпретация, как в музыке, один из путей, по которому может развиваться иконопись.

«Как, собственно, и композиторов всегда немного по отношению к исполнителям. Но если даже человек будет относиться как к вдохновенному исполнительству, он уже сможет немножко продвинуть икону вперед», – говорит искусствовед, куратор выставки Ирина Языкова.

На выставке представлены не только иконы, но и прориси – начальный этап создания сакрального образа. Таким образом, зрители увидят не только конечный результат, но и то, как рождается икона.

Новости культуры