01.12.2011 | 16:07

Новое понимание музейной классики в "Манеже"

В столице открылась XVI Московская художественная ярмарка «Арт Манеж». В этом году в ней участвуют более 60 галерей и коллекционеров из России, Украины, Болгарии, Италии и Израиля. Концепция нынешней ярмарки, заявленная организаторами – фигуративное искусство, «интерпретация музейной классики на новом современном уровне понимания».

При входе на выставку посетителей встречают две картины классика советского искусства Дмитрия Налбандяна – эскиз к картине «Толстой и Горький в Ясной Поляне» и «Моссовет». Налбандян в истории отечественного искусства – фигура эпохальная. Как только не называли этого самого официального советского художника – первой кистью Политбюро, придворным художником, певцом КПСС. Все это справедливо, и одними только его работами можно было бы проиллюстрировать полный учебник по истории СССР. К его личности и творчеству можно относиться по-разному, но сложно не согласиться с тем, что он был великолепным колористом и замечательным рисовальщиком. К сожалению, представленные работы не позволяют составить представление об истинном масштабе таланта Налбандяна. «Моссовет», созданный в последние годы жизни художника, несмотря на монументальность, выглядит довольно бледно, к тому же чувствуется, что рука мастера утратила прежнюю легкость и твердость. «Толстой и Горький в Ясной Поляне» и вовсе оставляет впечатление эскиза, для экспонирования не предназначавшегося и не подходящего. Довольно сложно согласиться с оценкой организаторов выставки, которые говорят о «музейном уровне выставленных работ».

Центральное место ярмарки занимает проект «КонФигурация человека», в рамках которого  художники с разными эстетическими взглядами, работающие в совершенно разных живописных манерах, но при этом остающиеся в рамках традиционного сюжетного и фигуративного искусства, представили свое видение современного искусства. Речь идет о Руслане Вашкевиче, Аркадии Петрове, Мише Левине, Наталье Глебовой, Екатерине Корниловой и Сергее Шерстюке.

Одним из наиболее зрелищных проектов ярмарки стала экспозиция «Посвящение Мондриану». Знаменитые «Рационализм и эстетический пуризм» Пита Мондриана смело сталкиваются с латиноамериканской живописной культурой современного художника Жореса Мачадо. Абстрактное и фигуративное искусство удивительным образом дополняют друг друга, подчеркивая достоинства каждого из изобразительных языков, превращая предметы в единый арт-объект. Мачадо наглядно демонстрирует утилитарность современного искусства – принты, сделанные на основе его картин, украшают предметы мебели, также являющиеся частью экспозиции.

В этом году на «Арт Манеже» широко представлено наивное искусство, без которого картина современного искусства была бы не полной. Работа Лени Пурыгина «Распятие» как нельзя лучше отражает мир наивного и парадоксального  искусства 1980-х.

Один из интереснейших представителей арт-брют, Александр Лобанов, представлен персональной экспозицией. Находясь в психиатрической лечебнице, в рамках претворения в жизнь программы арт-терапии, Лобанов начал рисовать и создал тысячи рисунков, на которых часто встречается оружие, в том числе, фантастическая «двустволка Мосина». Когда-то, еще в годы войны, солдаты, шутя, пообещали подарить Лобанову такую винтовку, и эта тема гипертрофированно звучала во всех его работах. В этом же ряду стоит проект Андрея Карпова о простых азбучных символах советской эпохи.

Особенно выделяются работы московского художника Александра Ишина, чье творчество наполнено светом и тихой радостью. Этого замечательного мастера, одного из мэтров отечественного искусства, один из арт-критиков удивительно точно назвал «волшебником, который преобразует обыденный, повседневный космос в пространство, наполненное романтикой обэриутов». В самом деле, если где-то искать истоки и аналоги ишинского космоса, то первым делом в голову приходят Хармс, Введенский, Заболоцкий, другие участники Объединения реального искусства. Александр Ишин показывает окружающий нас мир в его первозданном, естественном виде, а не сквозь призму накопившихся в сознании каждого из нас предрассудков. Исторически сложилось так, что долгие годы творчество Ишина не было оценено по достоинству, и только совсем недавно ему было присвоено звание народного художника.

Совместный проект двух московских художников Анастасии Кузнецовой-Руф и Ивана Коршунова «Молчание ягнят» полон специфической чувственности и натурализма, который порой кажется чрезмерным. Сцены насилия и жестокости, пусть даже и выполненные с несомненным мастерством, несколько шокируют, хотя и привлекают внимание, выгодно отличаясь от многих экспонатов ярмарки.

Посетители «Манежа» получат возможность познакомиться с творчеством художника из Петербурга Ивана Славинского, имя которого хорошо известно в Северной столице. Он работает на стыке сюрреализма и постмодернизма, и, смешивая жанры, словно краски на палитре, создает собственный узнаваемый художественный стиль на основе достижений предшествующих поколений живописцев. В соединении ускользающего сюжета и пластических загадок, рождаются удивительные миры, которые не оставляют зрителей равнодушными.

XVI Московская художественная ярмарка «Арт Манеж» будет работать до 4 декабря.