02.12.2011 | 09:02

На фестивале "Артдокфест" будет преобладать взгляд на Россию со стороны

Фестиваль "Артдокфест", где показывают документальные картины, снятые о России на русском языке, пройдет со 2 по 10 декабря в московском кинотеатре "Художественный", сообщил его президент и основатель, режиссер Виталий Манский.

"Нашу аббревиатуру мы расшифровываем так: "арт" - искусство, "док" - актуальность, "фест - премьера, праздник", - объяснил он. 

Фестиваль существует с 2007 года и, согласно манифесту его создателей, занимается "неигровым киноискусством, ставящим перед собой художественные задачи и развивающим язык документального кино".

Фильмом открытия "Артдокфеста" станет "Ходорковский" - попытка немецкого режиссера Сирила Туши (Cyril Tuschi) разобраться в том, каким образом герой из комсомольского вожака стал капиталистом, а из олигарха - самым известным российским заключенным. Фильм вызвал немалый ажиотаж на Берлинском фестивале, отчасти из-за того, что показ едва не сорвался: накануне компьютер со всеми материалами украли у Туши из офиса.

Права на российский прокат картины приобрела компания "Киноклаб". Изначально предполагалось, что она выйдет на нескольких десятках копий, однако в конце ноября столичные кинотеатры один за другим начали отказываться от "Ходорковского". Официальных комментариев они не давали, но в отвечающей за мировые продажи компании Rezo Films уверены, что причины были сугубо политического свойства. В итоге в Москве фильм остался в репертуаре одного-единственного столичного зала - киноклуба "Эльдар". Зато там предусматривается по 6 сеансов в день, причем на 1-е и 2-е декабря, как предупреждает автоответчик в кассе, на оба вечерних сеанса мест уже не осталось.

В дополнение к показам в "Эльдаре" фильм собираются демонстрировать в галерее Fotoloft и клубе "Цвет ночи", где в декабре объявлено три сеанса.

Кроме того, "Ходорковский" вышел в Петербурге, Казани, Саратове и Алма-Ате (по одной копии на город), трех кинотеатрах Екатеринбурга и двух мультиплексах Самары, а двумя неделями позже появится в репертуаре залов Красноярска, Челябинска, Иркутска и Ангарска.

"Это достаточно традиционная картина, но она сделана на высоком художественном уровне и затрагивает актуальные вопросы", - комментирует фильм открытия Манский.

Вторым громким фильмом в программе оказался "Горький вкус свободы" Марины Голдовской. Как объяснял РИА Новости шведский сопродюсер картины Малькольм Дикселиус, в нем содержится история Анны Политковской "с первых лет до самой смерти: о ее детстве вспоминают мать и сестра. Сама Марина приступает к рассказу, когда героиня уже замужем и растит двух детей своего знаменитого мужа. Дальше речь идет о ее журналистской карьере и о той роли, которую она сыграла в событиях в Чечне, на Дубровке и в Беслане. Ни убийства, ни его расследования в фильме нет".

Голдовская дружила со своей героиней более 20 лет и снимала ее постоянно, а после убийства Анны решила собрать из сотни часов материала фильм, который дебютировал в марте в Стокгольме, впоследствии был объявлен лучшей документальной картиной Варшавского и Монреальского кинофестивалей.

"Были фильмы о Политковской, сделанные после ее смерти. А Марина снимала двадцать лет. Это трогательная, интимная и очень человечески близкая к герою картина", - отмечает президент "Артдокфеста".

Всего в конкурсе будет 22 картины. По словам Манского, "в регламенте у нас указана возможность включения фильмов, снятых на русском языке в любой стране мира. В этом году из 22 картин 15 сделаны либо западными режиссерами, либо российскими режиссерами на западных студиях, и только 7 участников - работы российских продюсеров. Это любопытно как взгляд если не со стороны, то с новой точки зрения. С другой стороны, это констатация не самого лучшего положения дел в отечественной документалистике".

Среди участников конкурса - видеодневники петербургского режиссера Феликса Якубсона, изложенная Сергеем Качкиным история дальнобойщика под названием "По дороге домой", размышления голландки Ессики Гортер (Jessica Gorter) о блокаде Ленинграда, озаглавленные "900 дней" (900 Days), несколько пронзительных детских историй ("Наташа" Ани Стрелец, "Воспитание Ульяны" Александра Горелика, "Милана" Мадины Мустафиной), две параллельно рассказанных и диаметрально противоположных по сути биографии "Другого Челси. Истории из Донецка" Якоба Пройсса (Jakob Preuss) из Берлина и другие фильмы, сделанные во Франции, Грузии, Белоруссии, Эстонии, Великобритании, Петербурге и Москве.

"Несколько картин можно отнести к классическому, традиционному кино, но их явное меньшинство. Остальные - откровенные эксперименты", - отмечает Манский.

Судить их будет жюри во главе с Андреем Звягинцевым, куда входят также телеведущая Светлана Сорокина и галерист и политтехнолог Марат Гельман. Они распределят среди участников приз за лучшую короткометражную и полнометражную картину, а также гран-при - "Киноглаз Вертова".

Кроме того, на закрытии фестиваля объявят лауреатов документальной кинопремии "Лавровая ветвь", а почетный приз за вклад в кинематограф вручат Александру Сокурову.

"В параллельной программе "Среда" оказался целый ряд очень любопытных фильмов, не попавших в конкурс, потому что у них уже были российские премьеры. Безусловно стоят внимания "Вооружен и не очень опасен" Анастасии Винокуровой, "25 сентября" Аскольда Курова", - отмечает Манский.

"Кроме того, - продолжает он, - приезжает целый десант режиссеров из Польши, которые привозят лучшие документальные картины за последние десять лет, впервые мы устраиваем программу, совмещающую просмотр документальных картин и обсуждение затронутых в них психологических вопросов с психологами, ну и каждый год мы за один день в одном зале показываем призеров всех основных российских конкурсов и фестивалей, где участвует документальное кино. Это очень удобно".

Президент "Артдокфеста" убежден, что документальное кино можно и нужно выпускать в широкий прокат.

"Я считаю, что русский зритель не отличается от французского, норвежского, немецкого или канадского. Если в этих странах документальное кино в прокате идет и пользуется успехом, значит, получится и у нас. И кинематографисты, и зрители, и школы, и семья, и церковь, - все фундаментальные институты общества должны заботиться о том, чтобы человек был свободным, думающим, глубоким и настоящим, а не уплощенным и упрощенным, способным только пожирать попкорн и смеяться над телешоу", - заявляет он.