18.01.2012 | 19:16

На фоне Чехова (Литературная газета)

Выпуск программы «Игра в бисер», посвящённый чеховской «Чайке», оказался не просто интересным с познавательной точки зрения, но ещё и удивил. Выяснилось, что ТВ способно держать внимание публики целые сорок минут не только какими-то специальными телеухищрениями, нагнетанием страстей, апелляцией к животному любопытству, но и простыми человеческими чувствами. Участники программы – интеллектуалы, специалисты – делились со зрителями своей любовью к классику, и нескрываемое восхищение великой драматургией совершенно не мешало рассказывать о тонких материях. Оказалось, что можно обойтись без набившего оскомину постмодернистского «развенчания мифа».
Странное дело, за круглым столом ведущий Игорь Волгин обсуждает с гостями, в чём тайна «Чайки», и это кажется актуальнее всего происходящего параллельно по множеству каналов. И дело вовсе не в отсутствии свободы слова и политической дискуссии. Разоблачения на либеральном «Дожде» тоже абсолютно проигрывают камерному разговору на «Культуре». Спрашивается: почему?
Есть версия. Последние несколько месяцев в стране происходили события, которые нам пытались преподнести как нечто судьбоносное. Искусственно преувеличивалась значимость персонажей Болотной площади, действующих лиц проспекта Сахарова. И чем старательнее их накачивали воздухом, тем яснее становилась искусственность явления. Возникла такая усталость от ложного драматизма сиюминутных событий, что Чехов оказался как нельзя кстати, позволил изменить ракурс восприятия сегодняшнего дня. Политическая реальность на фоне подлинности его драматургии окончательно превратилась в примитивную мышиную возню. Так что и за это стоит сказать спасибо каналу «Культура».

Вадим Попов
Литературная газета, №1-2 (6353) (2012-01-18)