02.12.2011 | 10:51

Первый Всероссийский музыкальный конкурс

Первый Всероссийский музыкальный конкурс считается преемником Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей, который впервые прошел в 1933 году. Его участниками в разное время были Гилельс, Рихтер, Плетнев, Гергиев. Возобновленный в 2010 конкурс прошел по четырем специальностям: фортепиано, скрипка, виолончель и сольное пение. А в этом году в программе конкурса – камерные ансамбли и хоровое дирижирование. Последний этап – оперно-симфоническое дирижирование. На открытии и жеребьевке побывали «Новости культуры».  

С партитурами они не расстаются. Даже на жеребьевку конкурсанты пришли с нотами. Здесь, как на экзамене тянут билеты. Даже самые нежеланные номера - первый и тринадцатый дирижеры произносят с чувством собственного достоинства, пытаясь убедить ликующих соперников – именно об этом номере они и мечтали.

«Дирижер - это авторитет, подходит к оркестру в сто человек. Надо их убедить», - говорит член жюри Саулюс Сондецкис.

Председатель жюри Юрий Симонов перед началом конкурса напоминает правила этикета для дирижера – у конкурсантов минута на то, чтобы выйти поприветствовать концертмейстера и зал, а также - как вести себя при встрече с соперником, который выступает следом. Оркестранты в свою очередь встречают их, как именитых маэстро, аплодируя смычками.

«Индивидуальность - самое главное, артист должен нести эмоцию», - объясняет председатель жюри Юрий Симонов.

За кулисами пытаются справиться с волнением. Сложнее всех Хетагу Тадееву. Ему 15 лет. Впрочем, опыта работы не занимать.

«У меня была практика с оркестром североосетинской государственной филармонии, больше двух лет дирижировал», - рассказывает конкурсант Хетаг Тадеев (Владикавказ).

По условиям конкурса состязаться в первом туре должны были 20 дирижеров из 77 соискателей. Но три претендента отказались из-за гастролей. Двое из тех, кто был на скамейке запасных, тоже сняли свои кандидатуры - концерты. В итоге вместо 20 в первом туре состязаются 19 дирижеров.

«Меня пригласили за два дня, но я все равно до этого верил и занимался», - добавляет конкурсант Юрий Соболев.

Соперники серьезные – выступали с такими коллективами, как Российский национальный оркестр, симфонический оркестр России, оркестр Франкфуртского радио, филармоническим оркестром Артуро Тосканини. Но, несмотря на достаточно солидный послужной список, им еще предстоит найти свой коллектив.

«Не то, что сложно, я бы сказал очень сложно. Коллективов немного, желающих много», - признается конкурсант Василий Валитов.

«Сейчас эпидемия дирижирования, дирижировать хотят все, и кто имеет право, и кто не имеет», - отмечает член жюри Павел Коган.

Этот конкурс должен выявить сильнейших. К ним и будут присматриваться члены жюри.
«У меня уже есть три ассистента, но я подумаю и буду выбирать», - говорит председатель жюри Юрий Симонов.

Ассистирование, преподавание – это планы конкурсантов на ближайшее будущее.

«Нужно запастись терпением и расти потихоньку», - уверен конкурсант Андрей Рубцов.

В ответ член жюри Саулюс Сондецкис дает совет - зачем ждать милости от судьбы - нет своего коллектива, так почему бы его не создать. Так в свое время и сделал сам Сондецкис. Вопрос - хватит ли сил и средств современным молодым дирижерам. В том числе и тем, кто победит в этом конкурсе.