25.09.2012 | 15:59

80 лет назад родился Гленн Гульд

Сегодня исполняется 80 лет со дня рождения Гленна Гульда. Знаменитый канадский пианист изменил традиционные представления о фортепианном исполнительстве. Явлением называл его Генрих Нейгауз. Гульд славился и своей эксцентричностью. Считал себя пианистом-любителем, тяготился концертными выступлениями. Не любил соревноваться в музыке, несмотря на это получил множество наград. Первое европейское турне Гленна Гульда состоялось в 1957 году. Оно включало и концерты в Советском Союзе. 
Рассказывают «Новости культуры». 

 В Москве имя Гленна Гульда всегда будет связано с легендарной историей, произошедшей в 1957 году на концерте в консерватории. Очевидцы все помнят в подробностях. «Висела такая не заметная афиша. Никто ничего о нем не знал», - вспоминает профессор Вера Горностаева.

«Но как только он сыграл Гольлдберг-вариации, так все переменилось. Все поняли, что такого они никогда не слышали», - утверждает музыкальный критик Лев Гинзбург», - утверждает музыкальный критик Лев Гинзбург.
Что произошло дальше, Андрей Коробейников, родившийся уже после смерти Гульда, знает от своей учительницы - Натальи Санович.

«Ее друзья-приятели в зале послушали 5 минут и начали бежать из зала к таксофонам, звонить друзьям, чтобы успели хоть на какую-то часть. И моя учительница была одной из тех, кто успел на 2 отделение. Говорит, совершенно ошеломляюще», - рассказывает пианист Андрей Коробейников.

Пианист-загадка, музыкант-легенда, человек-миф. В жизни Гленна Гульда все необычно, начиная с детства. Уже в 3 года проявились его исключительные музыкальные способности, в 5 лет он решил стать композитором, в 10 — поступил в консерваторию. К этому времени он играл весь 1 том хорошо темперированного клавира Баха.

«Он все делал неправильно. Он сидел, скрючившись, низко сидел, но у него были длинные руки. Это помогало. Он был признан, как гений, который делает все неправильно», - говорит музыкальный критик Лев Гинзбург.

В том числе он неправильно играл. Не те штрихи, не те темпы.

«Его темп, не знаю правильно или неправильно. Это гениально», - убеждена профессор Вера Горностаева.
Его репертуар был тоже из разряда неправильных. Он не играл главных фортепианных композиторов — Листа и Шопена. Зато отыскал пьесы для рояля Жоржа Бизе. А если обращался к популярным сочинениям, интерпретировал по-своему до неузнаваемости.

Карьера Гульда тоже была не совсем правильной. Концертная деятельность длилась меньше 10 лет. Первый концерт он сыграл в 55-м. Последний — в 64 году. Дальше занимался только студийными записями. И благодаря только записям сумел стать кумиром для нескольких поколений любителей музыки. Ему удавалось невозможное. Самое невероятное - он смог заинтересовать своим пением слонов.

«Я не эксцентрик», - сказал о себе Гленн Гульд. Кто попытается с этим спорить?