26.11.2010 | 16:13

Мастер-класс на пуантах

Канал "Культура" расскажет о современном балете.

Со следующей недели на канале "Культура" стартует цикл "Глаза в глаза" - авторский телепроект Аллы Сигаловой, в котором известный хореограф расскажет о современном танце "от" и "до", избегая занудства и очевидностей. В понедельник в 23:00 первая серия и первый герой - шведский балетный бунтарь и сын одного из любимых актеров Бергмана загадочный Матс Эк.

В его «Лебедином озере» выплывали бритые наголо лебеди, Жизель в финале оказывалась в психушке, подсевшей на наркотики Спящей красавице отраву вместо феи приносил чернокожий танцовщик, а время действия «Вишневого сада» он перенес в наши дни, дав героям возможность поговорить о Сталине и Солженицыне. Провокатор и интерпретатор, дерзкий и неоднозначный. Каждый визит Матса Эка в Россию неизменно вызывал ажиотаж. Так было на двух последних Чеховских фестивалях, так было в конце 1990-х, когда он привозил в Мариинский театр свою "Жизель". И даже в 2005-м, когда легендарный балетмейстер со своей не менее легендарной женой Аной Лагуной «всего лишь» станцевали в Большом короткий номер на вечере, посвященном Галине Улановой.

Соратник и сверстник Джона Ноймайера, Уильяма Форсайта, Иржи Килиана -- Эк в отличие от вышеупомянутых «штутгартовцев» почти не обращается к классическому танцу, который при этом знает, любит и уважает. Зато все ключевые свои спектакли он поставил именно на материале классического наследия балетного театра XIX века, предложив абсолютно самостоятельные версии «Жизели» (1982), «Лебединого озера» (1987), «Спящей красавицы» (1996) и даже «Кармен» (1992).

Его хвалили, ругали или как бы снисходительно, но продолжая любить, вздыхали: «Эк уже не тот...» И правда -- один из лучших хореографов современности последнее десятилетие упорно ставит драматические спектакли для Стокгольмского королевского театра, разочаровывая критику, но по-прежнему доставляя удовольствие публике своими интерпретациями Стриндберга, Чехова, Мольера и Расина.

И не сказать, что он ушел из балета. Между диалогами и монологами актеры в его спектаклях танцуют. Для родившегося в семье балерины и актера Эка театр и балет -- две неотделимые друг от друга области. Его идеал -- синтетическое искусство, в котором опера, драма и балет сливаются воедино. На сцене знаменитого "Драматена" он каждый раз показывает действо, в котором всегда найдется место для гротескных решений, фрейдистских намеков и юмора.

«Гротеск -- мой путь к прекрасному» -- таков девиз шведского бунтаря.

Возвращаясь к телепроекту Сигаловой, нельзя не признать: про Эка писали в газетах и журналах, упоминали в телевизионных репортажах, а вот фильмов про шведского фантазера на российских каналах еще не было. Говорить о балете, а уж тем более современном, на нашем телевидении не любят. Да и показывают его из рук вон. В этой связи, проект Сигаловой -- приятное исключение. А сами фильмы -- все равно что мастер-класс, в котором и маэстро, и модератор прекрасно осведомлены о предмете разговора, -- это синтез интервью, документального фильма и видеоарта.

Эка покажут в понедельник. Во вторник и среду -- две серии про Лин Хвай-мина (рассказ о тайваньском хореографе не уложился в один фильм). А в четверг зрителей "Культуры" ждет встреча с американцем Марком Моррисом.

Каждый из героев рассказывает не только о жизни и творчестве, но и говорит о литературе и живописи, научных исканиях и проблемах образования, театре и кино, об отношениях между странами и о культурном взаимопроникновении.

-- К пониманию современной хореографии нужно готовиться, это как долгий, тяжелый путь. Нужно трудиться, подниматься, идти, двигаться, ползти. С невероятной силой напрягаться, и только тогда ты откроешь прекрасный мир, который называется "современный танец", -- говорит Алла Сигалова.

Николай Морозов
Известия - Неделя, №222 (28237)