17.01.2013 | 19:38

В музее МХТ открылась выставка, посвященная Станиславскому-актеру

Система Станиславского вряд ли появилась на свет, если бы Константин Сергеевич не был великолепным актером. Как и положено человеку с тонкой душевной организацией, со своими трудностями и мучениями. Знаток истории русского театра Инна Соловьева вообще считает, что так называемая "система" была просто попыткой объяснить, как сам Станиславский справлялся со своими актерскими страхами на сцене. Сегодня в МХТ открылась первая за все время выставка, посвященная исключительно Станиславскому-актеру. Рассказывают "Новости культуры".

С самого утра в МХТ собираются десятки журналистов. Под пристальным вниманием телекамер идут последние приготовления к этому юбилейному дню. Олег Табаков на несколько минут заглядывает в зал, где все уже готово к открытию выставки. Ни слова о своих впечатлениях. Убежден: каждый сам должен сформировать свое мнение о гениальном Станиславском после этих торжеств. Для журналистов Табаков скажет всего пару слов, которые лучше всего характеризуют то, чему Станиславский посвятил жизнь: "150 лет тому назад он родился, 75 лет, как покинул этот мир. А зрители этой страны с настойчивостью на 99,5% заполняют каждый вечер созданный им театр".

В созданном им театре сегодня снова царит только он. На выставке – фотографии почти всех ролей Станиславского. Их было немного – 29. Самые первые  еще в Алексеевском кружке и в обществе искусств и литературы. Тогда спектакли с участием Станиславского давали по самым разным и неожиданным порою поводам.

"Для себя я сегодня сделала невероятное открытие, что в обществе литературы и искусства давались спектакли в защиту и улучшение прав женщин в 1902 году", – говорит директор музея МХТ им. Чехова Марфа Бубнова.

Щеголеватый Паратов из "Бесприданницы" и тут же Несчастливцев из "Леса". Мало кто поверит, что старик на фото – Станиславский в 24 года. Грим для него был страстью всей жизни. Но видоизменялось для каждой роли, конечно, не только лицо Станиславского.

По воспоминаниям современников огромное значение в знаменитых перевоплощениях Станиславского играли руки. В каждой роли у него они были разные. Фотографы даже специально концентрировали на них свое внимание. Есть целые фотосессии, где в главной роли именно руки Станиславского. Например, руки Флоридора из "Мадемуазель Нитуш", рядом Крутицкий и доктор Штокман.

Костюм – еще одна страсть Станиславского. У основателя МХТ была целая коллекция одежды, которую когда-то носили обычные и не очень люди. Вещи он собирал по всему свету. В "Царе Федоре Иоанновиче" выходил в роли Шуйского в кольчуге. Данных, где именно Станиславский ее отыскал, нет, но известно точно, что она не из театральных цехов. Вес, кстати, 16 килограммов.

На выставке – более 140 фотографий. Но вообще в музее МХТ снимков Станиславского около 300 тысяч. Приехавшая специально из Парижа внучка Константина Сергеевича – Ольга Алексеева – с грустью признается: такому музею можно только позавидовать. Их семейных архив был многие годы назад утерян, частично разграблен. В семье хранится только несколько снимков Станиславского, некоторые из них покупали на рынке. В Москве потомки Станиславского бывают как минимум два раза в год. Но за театральной жизнью ни в столице России, ни столице Франции практически не следят.

"Я совершенно не театралка. Я была театралкой, когда была молодой девчонкой, а сейчас совершенно от этого отошла. По профессии я технический переводчик, так что ничего не знаю. К сожалению или к счастью, не имею ничего с театральным искусством", – признается она.

Этим вечером Ольга Алексеева, конечно, посмотрит спектакль "Вне системы" о Константине Станиславском. Он, создатели обещают, будет таким же документальным свидетельством жизни знаменитого актера и педагога, как и уже открытая в МХТ выставка.

Все материалы темы "150 лет со дня рождения Константина Станиславского"

Новости культуры