05.12.2011 | 09:48

"Гравюры старых мастеров" в Государственном Музее Архитектуры имени Щусева

В Государственном Музее Архитектуры имени Щусева открылась выставка «Гравюры старых мастеров». Публике представлены наиболее интересные произведения школ западноевропейской гравюры. Это несколько десятков экспонатов из собраний региональных музеев России. В художественном научно реставрационном центре имени академика Грабаря они прошли, можно сказать, «курс реабилитации». Эта выставка своеобразный итог годовой работы художников реставраторов графики. Рассказывают «Новости культуры».

Эти графические листы долгое время хранились в Вятском, Ирбитском, Нижегородском и Саратовском музеях, дожидаясь своего звездного часа. В ходе тщательной реставрации художники вдохнули в них новую жизнь. В экспозицию вошли работы старых мастеров Западной Европы XVI-XVIII веков – среди них Дюрер, Лейден, Гольциус, Рембрандт.

«Состояние некоторых листов можно условно назвать удовлетворительным, – говорит куратор выставки Елена Якубова. – То есть помимо некоторых деформаций основы и незначительных загрязнений, их состояние удовлетворительное. Ряд листов были в очень тяжелом состоянии, настолько, что не позволяли, не только оценить художественно-эстетическое качество листа, но и в принципе понимать оригинальная ли это работа».

Здесь и произведения на библейские темы, сцены из античной мифологии, пейзажи, портреты. Они выполнены в разных гравировальных техниках. Так, в XVIII веке мастера активно использовали новые виды углубленной гравюры на металле. Свидетельство тому – работа Ричарда Ирлома «Цветы», датированная 1778 годом. Она была выполнена в технике меццо-тинто, так называемой «черной манере».

«Она сложна тем, что красочный слой очень тонкий сверху, то есть, нет прорезей таких, как бывают при резцовой гравюре, поэтому этот красочный слой очень подвижен и очень подвержен механическим разным повреждениям», – рассказывает художник-реставратор Ирина Белякова.

В ходе реставрации было сделано множество открытий. В частности внимание художников привлекла работа Альбрехта Дюрера – «Благовещение» из серии «Жизнь Девы Марии». Это единственный лист на выставке, выполненный в технике ксилографии.

«У листа «Благовещение» была прежде всего уточнена атрибуция – было уточнено авторство Дюрера, в предреставрационных исследованиях и в процессе реставрационных работ, – рассказывает Елена Якубова. – И был обнаружен в верхней части листа водяной знак, филигрань в виде головы быка».

Именно этот знак и помог сделать главное открытие: лист 1503 года – подлинное произведение Дюрера. Выставка гравюр стала своеобразным годовым отчетом художников-реставраторов. Теперь восстановленные графические произведения вернутся в родные стены.