05.12.2011 | 10:32

В Третьяковской галерее готовят грандиозную экспозицию Константина Коровина

Самый блестящий и последовательный русский импрессионист – так специалисты определяют суть творчества Константина Коровина. Ученик Саврасова и Поленова, в 1883 году он написал произведение, которое позднее назвали «первой ласточкой» импрессионизма в России – «Портрет хористки», восхитивший самого Репина. Сегодня исполняется 150 лет со дня рождения Константина Коровина. Третьяковская галерея готовит юбилейную выставку, в которой примут участие более двадцати российских музеев, а также частные коллекционеры. О том, какая работа предшествует этому событию, в репортаже «Новостей культуры».

Перед тем, как попасть на выставку, все произведения Константина Коровина подвергаются ультрафиолетовому обследованию. Коровина подделывают почти также часто, как Айвазовского и Левитана. Поэтому комплексное исследование просто необходимо. Ультрафиолет, например, позволяет определить возраст картины – новый лак будет светиться ярким синим светом. Эта картина не подделка – просто ее недавно реставрировали. Но даже если попытаться состарить лак, подобрать краски, овладеть техникой живописи, научиться подделывать подпись Коровина – все равно, говорят специалисты, технику и опытный глаз не обманешь.

«У него такие фактурные мазки, которые, казалось бы, лежат просто на холсте, а они не отслаиваются, они держатся, они живут, – рассказывает заведующая отделом научной экспертизы ГТГ Лидия Гладкова. – И работают именно как почерк художника. И вот это на рентгенограмме все видно».

Уже много лет в Третьяковке создают банк данных на каждого художника. В нем, как в паспорте человека, записана информация обо всех картинах: когда написана, какими красками, сколько раз реставрировалась. Рентгеновские снимки позволяют увидеть и внутреннюю структуру картины. И вот здесь-то как раз и скрывается главная тайна.

Подделыватель и копиист он видит только поверхностную структуру, а здесь достаточно большая работа, которую художник ведет снизу, начинает работу с рисунка и постепенно слой за слоем все это отражается на рентгенограмме.

Необычайную популярность Константина Коровина связывают, прежде всего, с его талантом художника-декоративиста. Коровин много и успешно сотрудничал с театром, но прославился именно как автор живописных полотен. Его называют основателем московской импрессионистической школы.

«Это мимолетный такой взгляд на быстротекущее мгновение жизни, – рассказывает Заместитель генерального директора по научной работе ГТГ Лидия Иовлева. – Это его принцип – принцип отбора сюжета, мотива, построения композиции, а как живописец, он такой импрессионист-декоративист, и это было ново, это еще живо до сих пор, и поэтому он так востребован не только среди коллекционеров, но и среди художников».

В последние годы Константин Коровин жил во Франции, бедствовал, картины по собственному выражению, писал за яичницу – чтобы прокормить семью. Тогда же художник впервые попробовал себя как писатель. Совсем недавно рукописи его рассказов были изданы в России. Коровин никогда не считал себя эмигрантом, как и многие, он думал, что уезжает ненадолго, но в Россию так и не вернулся.