17.01.2013 | 11:49

Сегодня исполняется 150 лет со дня рождения Константина Станиславского

«Я в предлагаемых обстоятельствах» – такова формула существования актера на сцене по Станиславскому. Жизнь самого Константина Сергеевича, причем не только в искусстве, была полна невероятных взлетов и неожиданных поворотов. «Долго жил. Много видел. Был богат. Потом обеднел. Искал славы. Нашел. А успех? Бренность». Это слова великого режиссера, сказанные в одном из последних интервью. Рассказывают «Новости культуры».

Премьеру «Царя Федора Иоанновича» Московский художественно-общедоступный театр давал в том самом зале, где теперь играет труппа театра «Эрмитаж». 1898 год. 35-летний известный актер и режиссер Константин Станиславский пропадал здесь с утра до ночи. Благо идти недалеко – жил через дорогу.

«Это тревожное и прекрасное чувство, что ты присутствуешь постоянно в здании, где начиналась мировая культура театральная, не только культура художественного театра, – признается художественный руководитель Московского театра «Эрмитаж», народный артист России Михаил Левитин. – Потому что такое имя – очень тревожное имя, все время возбуждающее тебя, непокорное, неспокойное».

Фантазер и романтик, фонтанирующий идеями Станиславский поражал деловой хваткой и внутренней дисциплиной. Ведь еще за четыре года до основания Московского Художественного он был вынужден возглавить фамильное дело – золотоканительную фабрику. Довести производство до совершенства – еще одна сверхзадача. Станиславский и здесь изобретает.

«Он добивается того, что эта золотоканительная фабрика становится первой в России, и постепенно он выходит на европейский уровень, – рассказывает ректор Высшего театрального училища имени М. С. Щепкина Борис Любимов. – Когда читаешь его письма, летопись жизни и творчества – она в основном составлена из его театрального дела. Но он летом едет в Париж, вечерами ходит в театр, а днем изучает, как строится дело. И подымает его».

Словно мастер эпохи Возрождения, Станиславский пытается все познать и довести до идеала. В 1900 году в театре он играет одну из самых своих знаменитых ролей – доктора Штокмана, и одновременно получает награду на Всемирной промышленной выставке в Париже за изобретение нового вида золотошвейной нити. В 1904 в Художественном – премьера его триумфального «Вишневого сада», и непонятно, как Станиславский успевает заниматься строительством еще одного – любительского театра для рабочих при фабрике. Здесь и сейчас работает Студия театрального искусства.

«Он был, конечно же, человек дела, – говорит Борис Любимов. – Как, может быть, целое его поколение людей, которое поднимало и создавало Россию конца XIX – начала XX века».

«Не будет денег – пойду на сцену, всласть поиграю», – говорил Станиславский. И когда после революции промышленник потерял фабрику с театром, и даже дом – его реквизировали под нужды автобазы Совнаркома – он соглашался жить где угодно. Ему был нужен только музыкальный зал – для подготовки оперных постановок. В доме в Леонтьевском переулке Станиславскому отвели второй этаж. Все в жилище было подчинено театру.

«Сперва – его знаменитые застольные репетиции – он работал с актерами за столом, – рассказывает заведующая Домом-музеем К.С. Станиславского Анаит Овчинникова. – Актеры все поняли: зерно роли, второй план, кольца роли – это все терминология из системы Станиславского – и они готовы выйти на сцену. Он говорит: пожалуйста, прошу Вас. И они выходят на сцену. Тогда вот это – декорация, за полками – закулисье. И даже эта дверь – она театральная, сделанная для спектакля».

Когда тяжело больной Константин Сергеевич уже не мог репетировать, он все равно продолжал работать. Заканчивал свою фундаментальную книгу «Работа актера над собой», в которой – знаменитая во всем мире система Станиславского. Распространение идей художественного театра он считал своей сверхзадачей до конца жизни.

Все материалы темы "150 лет со дня рождения Константина Станиславского"

Новости культуры