15.01.2013 | 00:00

Пять вечеров со Станиславским (Известия)

Телеканал «Культура» заново познакомит зрителя с основателем Художественного театра.
150-летие со дня рождения Константина Сергеевича Станиславского канал «Россия К» отметит авторской программой Анатолия Смелянского «После «Моей жизни в искусстве».
На этот раз историк театра, ректор Школы-студии МХАТ, выпускающий авторские программы на канале «Культура» на протяжении 15 лет, подготовил пятисерийный фильм, рассказывающий о позднем периоде творчества Станиславского. Автор ведет отсчет с момента написания книги «Моя жизнь в искусстве», которую мэтр начал сочинять в Америке в 1923–1924 годах.
— В начале 1920-х Станиславскому казалось, что его жизнь завершается вместе с созданным им театром, он признавался Немировичу-Данченко, что своей книгой «поет отходную Художественному театру», — сказал Анатолий Смелянский «Известиям». — Тем не менее ему предстояло прожить еще одну, «советскую» жизнь, пережить свою прижизненную канонизацию и уничтожение всех его оппонентов. На это время приходятся важнейшие поворотные моменты в творческой и личной жизни Станиславского.
В течение пяти вечеров историк театра поведает, как крупнейшие события мировой и советской истории отразились на жизни основателя Московского художественного и его детище. Затронет ключевые вехи жизни художника: национализацию Художественного театра, затянувшиеся на два года гастроли по Европе и Америке, возвращение в советскую Россию, болезненный разрыв с Немировичем-Данченко, инфаркт и запрет врачей выходить на сцену, вынужденную пятилетнюю разлуку с театром и работу над созданием «Системы». И наконец, историю создания «Моей жизни в искусстве».
Заключительный фильм автор посвятил последним творческим исканиям великого художника и тому, что есть Станиславский в нашей жизни.
— С одной стороны, мы клянемся в любви к одному из создателей Художественного театра, с другой — каждый юбилей — это какая-то остановка для Станиславского и его духа, вопрошающего к нам: а что мы действительно для него сделали? Улучшили положение артистов, изменили систему организации театров, породили новое режиссерское поколение с новым пониманием театра? Ничего этого не произошло. Мы в большом долгу перед основоположником, мы никуда не двинулись и ничего не открыли. Мы донашиваем его идеи, привычно клянемся его именем, но на самые тревожные и кардинальные его вопросы ответов пока нет, — не скрыл пессимизма Анатолий Смелянский.

Юбилейный цикл программ, основным достоинством которого, бесспорно, станет неожиданный взгляд на забронзовевшую фигуру театрального божества, поможет зрителю увидеть в великом художнике живого, страстного и подчас наивного человека.

http://izvestia.ru/news/542901