14.01.2013 | 11:55

Премьера. После "Моей жизни в искусстве". Авторская программа Анатолия Смелянского

17 января исполняется 150 лет со дня рождения создателя Московского Художественного театра и основателя известной актерской системы Константина Сергеевича Станиславского. К этой дате на телеканале «Россия К» приурочен показ авторской программы Анатолия Смелянского «После "Моей жизни в искусстве"» (14 - 18 января, 23:00).

Имя Константина Станиславского известно во всем мире. Великий реформатор театрального искусства, режиссер-новатор, чьи эстетические взгляды и творческие идеи оказали огромное влияние на развитие мировой театральной культуры XX века. Созданная им «система» реалистической актерской игры, основные принципы и методы которой Станиславский изложил в книге «Моя жизнь в искусстве», стала уже классической.

Авторская программа Анатолия Смелянского «После «Моей жизни в искусстве» (14 - 18 января, 23:00) посвящена драматичной судьбе Константина Станиславского последних двух десятилетий его жизни.

«В новой программе я хотел бы сосредоточиться на том, что произошло с Константином Станиславским после того, как в свет вышла его книга «Моя жизнь в искусстве», – рассказывает Анатолий Смелянский. – Книгу эту он сочинял в США в 1923-24 годах. Там же книга вышла впервые в свет на английском языке. Основной тон книги – исповедь и прощание. «Пою отходную Художественному театру», – писал он в одном из своих писем Немировичу-Данченко. В начале 1920-х годов Станиславскому казалось, что  его жизнь тоже завершается вместе с созданным им театром. Между тем, после «Моей жизни в искусстве» ему предстояло прожить еще одну советскую жизнь, о которой мало знают и в России, и в мире. На эти годы выпадают крупнейшие события в мировой и советской истории, на это же время приходятся и важнейшие поворотные моменты в творческой и личной жизни Станиславского».

В 1919 году декрет Об объединении театрального дела провозгласил театр делом государственным. Национализация Художественного театра стала ответом большевистскому перевороту и гражданской войне. Впервой части цикла (14 января, 23:00) речь пойдет о жизни и быте Станиславского в эти годы, его идее создания театра-пантеона, попытке вернуть в Советскую Россию «качаловскую группу».

В сентябре 1922 года Станиславский отправляется вместе с Художественным театром в Европу и Америку. Разрешение на гастроли было получено с огромным трудом и на секретных условиях. Эта поездка, растянувшаяся на два года, стала переломным моментом в судьбе Художественного театра и в жизни Станиславского. В сущности, именно там, за океаном, была подготовлена почва для советизации великого театра. Об этом – во второй части программы (15 января, 23:00).

Третья часть (16 января, 23:00). После разрыва с Владимиром Немировичем-Данченко Станиславский впервые единолично руководит МХАТом. Последняя вспышка творческого гения – спектакли «Горячее сердце» и «Дни Турбиных». В день празднования 30-летия МХАТа, 28 октября 1928 года, во время спектакля «Три сестры» Станиславского сразил инфаркт. Режиссер покидает Художественный театр накануне «года великого перелома»…

Четвертая часть (17 января, 23:00). Процесс создания «главной книги» Станиславского «Моя жизнь в искусстве» занял много лет. Тут сошлось все: одиночество Станиславского (пять лет не переступал порога созданного им театра), канонизация артиста, уничтожение всех его оппонентов и многое другое. В чем смысл странной фразы, в которой сам Станиславский формулирует итог своего пожизненного труда: «Актера-общественника в свою книгу я не пустил»?

В пятой части (18 января, 23:00) речь пойдет о последних творческих идеях Станиславского. В чем должна заключаться сейчас наша верность человеку, который прославил русский театр в мире?

Пресс-служба телеканала «Россия К»