15.01.2013 | 11:27

Фотоархив музея "Царское Село" пополнился 48 цветными изображениями

Бесценными свидетельствами истории пополнился фотоархив Государственного музея-заповедника "Царское Село", куда поступили 48 автохромов 1917 года с видами Екатерининского и Александровского дворцов. Они были приобретены на аукционе в Париже с помощью члена Клуба друзей музея Майкла Пайлза (США).
   
Популярный в начале прошлого века автохром - изобретение французских фотографов братьев Люмьер. Это цветное изображение на стекле, основанное на совмещении трех растров - красного, зеленого и синего.
   
"Сейчас, когда началась реставрация Александровского дворца, мы можем по этим изображениям изучать его отделку в мельчайших деталях, получить новую для нас информацию - например, о том, каким был декор потолка и стен", - говорит директор музея Ольга Таратынова. На обретенных автохромах - Кленовая гостиная, украшенная живыми цветами, Палисандровая гостиная с вазой, Игральная комната наследника цесаревича Алексея Николаевича и другие виды интерьеров и предметов из музейной коллекции. Так все выглядело сразу после того, как императора Николая II с семьей увезли из их последнего дома.
   
В 1917 году архитектор и историк искусств Георгий Лукомский, который возглавлял Царскосельскую художественно-историческую комиссию, созданную для приема и охраны имущества бывшего Дворцового управления, обратился с ходатайством к комиссару Временного правительства над бывшим министерством Императорского двора и уделов Федору Головину. "Для лучшей каталогизации инвентаря, имеющего художественное значение, представлялось бы желательным фотографирование всех наиболее ценных предметов во дворцах, а также закрепление для потомства и науки порядка и вида расстановки мебели в 1917 году, то есть ко времени конца Российской монархии", - писал Лукомский. Эту работу выполнил военный фотограф Андрей Зеест, создавший 140 автохромов. Как полагают специалисты, приобретенные на аукционе в Париже автохромы - из числа материалов, вывезенных Лукомским в эмиграцию.
   
На том же аукционе, благодаря поддержке давнего друга музея Михаила Карисалова, приобретены фотография вдовствующей императрицы Марии Федоровны с ее автографом (1916), иллюминированная гравюра середины XVIII века, изображающая вид на Неву с Петропавловской крепостью, бронзовая фигурка любимого пуделя императора Николая I по кличке Гусар.
 

ИТАР-ТАСС