22.01.2013 | 13:26

Календарь. 22 января 2013 года

В нем сошлось все: родовитость, богатство, красота, участь изгнанника, причастность к революции, скандальный развод и шокирующее поведение.
Ближайший друг Шелли описывал, как «жители домов, выходивших на Женевское озеро напротив его дома, пользовались подзорными трубами, чтобы следить за каждым его движением, а одна английская дама от испуга лишилась чувств, когда он вошел в гостиную».
Он тщательно конструировал собственный образ и облик. Ел обычно раз в день, в основном рис и овощи, изнуряя себя диетой, так как был склонен к полноте. Целенаправленно и упорно занимался спортом: боксировал, ездил верхом, совершал долгие заплывы. Восхищавшийся им Стендаль, тем не менее, язвительно записал: «Когда он забывал о своей красоте, он предавался мыслям о своем высоком происхождении».
225 лет назад родился Джордж Гордон Байрон.
Современники и потомки сравнивали его с Руссо и Гете, Софоклом и Шекспиром, Микеланджело и Рафаэлем, с алебастровой вазой, внутри освещенною, и с сатаной.
Бертран Рассел в «Истории западной философии» выделил Байрона в специальный раздел, поставив его, таким образом, в один ряд с Кантом, Гегелем, Шопенгауэром, хотя никакой философской системы он не создал.
Зато он создал нового героя, новую модель мироощущения.  Не «мир и я», а «я и мир» - этот тот способ отношения человека с жизнью, который продолжается по сей день.
Джордж Гордон Байрон 1788 - 1824

Первой всемирно известной его ролью стал сомнамбула в экспрессионистском шедевре «Кабинет доктора Калигари». Среди созданных им образов были Чезаре Борджиа, Никколо Паганини, адмирал Нельсон, Люцифер, Иван Грозный.
120 лет назад родился Конрад Фейдт. Один из самых талантливых актеров немого кинематографа. Он обладал способностью скупыми жестами, взглядом подчинять себе всё действие на экране, когда пространство кадра становилось отражением психологических процессов в сознании персонажа.
Конрад Фейдт 1893 – 1943

Он писал: «Кино, как универсальный язык человечества,  возможно, решит проблему, поставленную Вавилонской башней. Я снимаю фильмы во имя потомков, во имя правды, во имя красоты ».
22 января 1875 года родился Дэвид Уорк Гриффит.
Первый из великих теоретиков нового искусства. Создатель лексикона не существовавших до него изобразительных приемов: параллельного и перекрестного монтажа, съемки с движения, наплывов и двойной экспозиции. Он превратил крупный план из трюка в средство кинематографической выразительности.
«После Гриффита уже нельзя было снимать так, как снимали раньше. Величественная фреска «Нетерпимость» заключает в себе всё киноискусство, сконцентрированное в совершенстве формы», - писал другой гений кинематографа, Сергей Эйзенштейн.
Дэвид Уорк Гриффит 1875 – 1948

Он родился в этот же день, 115 лет назад. Его творчество – фундамент, на котором зиждется кино.
Гриффит писал о «Броненосце Потемкине»: «Это стилизованное отчаяние, выраженное графическими жестами потрясающей простоты. Хореография визуальных осколков, с кульминацией на органном крике матери, который «раздирает душу» экрана».
Виктор Шкловский говорил, что Эйзенштейн растаял в кинематографе, как сахар в чае. Он выполнил главную и самую трудную миссию художника: не плодить себе подобных, а вести разговор с каждым новым поколением.
Сергей Эйзенштейн 1898 – 1948