11.01.2013 | 19:56

В Омске раскрывают тайны фламандского кружева

Кружевоплетение – ремесло, возникшее в Западной Европе на рубеже XV – XVI веков. Но какая именно страна стала родиной кружева, не установлено. Во всяком случае, на первенство претендуют сразу две страны: Италия и Нидерланды. У знати кружева ценились дороже золота. Известно, что в Испании в середине XVII века дворяне тратили столько денег на их покупку, что король издал указ, запрещающий ношение кружев. Реставраторы Омского музея изобразительных искусств возвращают к жизни уникальные образцы из своей коллекции. О том, какие тайны скрывают в себе тончайшие нити, рассказывают "Новости культуры".

Кружевные воланы, манжеты, пелерины, мантильи, шарфы и вуалетки. Зачастую даже монаршие особы не могли позволить себе роскошь их ношения. Известно, например, что когда английский король Карл II обратился в парламент с просьбой о покупке нового кружевного воротника, чиновники посчитали это чрезмерным шиком и предложил королю… почистить старый.

Только дистиллированная вода без примесей металла и хлора, шелк-сырец, тончайшие английские иглы для бисера. Уникальную коллекцию фламандского и бельгийского кружева XVIII – XIX веков восстанавливают реставраторы Омского музея изобразительных искусств.

"Видно, что сидели рукодельницы не месяц и не год. Если под микроскопом смотреть, то там такие тонкие стежки, и так аккуратно все выложено, просто удивляешься", – замечает реставратор Омского музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля Елена Галенбикова.

С помощью микроскопа удалось сделать неожиданное открытие. В бельгийском кружеве, поступившем в музей в начале прошлого столетия с маркировкой "шелковое", оказалось лишь 30% шелка. Остальное – хлопковое волокно.

У бельгийских мастериц были свои хитрости. Кудель изо льна, выращенного на местных полях, полагалось прясть в полумраке, в сырых подвалах. Из влажного льна нить получалась более тонкая.

Задачу восстановить узорные вещицы в первозданном виде сибирские реставраторы не ставят. Утеряны секреты техники плетения, лен, использовавшийся для создания кружевных шедевров, больше не выращивают. Специалисты лишь консервируют экспонаты, приостанавливая процесс их разрушения. За почти десять лет реставраторы привели в порядок больше ста метров тончайшей материи. И это лишь треть коллекции, переданной в Омск в начале прошлого столетия из госфондов.

"Оно использовалось многократно, передавалось по наследству. Известно, что в коллекции князей Юсуповых хранилось кружево французского двора, и оно очень ценилось", – рассказывает главный хранитель Омского музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля Анна Чернявская.

Эти вещицы во время кружевного бума XIX века вскружили головы весьма состоятельных модниц России: княгинь Юсуповой и Голицыной, принцессы Саксен-Альтенбургской и даже российских императриц. Ажурные аксессуары русской знати посетители музея увидят уже весной на выставке, посвященной 400-летию Дома Романовых.

Новости культуры