11.01.2013 | 14:31

Театр Наций открывает Малую сцену

Как известно, Москва - город театральный, потому создание еще одной сценической площадки, да еще в самом центре столицы, воспринимается как событие. 14 января в Государственном театре Наций под руководством народного артиста РФ Евгения Миронова откроется Малая сцена. Уже сегодня первыми оценить ее смогут журналисты. Они станут зрителями предпремьерного показа трагедии Еврипида "Электра", которой выпала ответственная миссия - опробовать только что возведенные подмостки.

"Такой "Электры" вы еще не видели, - предупредили в пресс- службе театра. - Действие развернется в "древнегреческом" аэропорту. А главная героиня будет абсолютно лысой, что, впрочем, соответствует тексту Еврипида, согласно которому Электра обрила все волосы на голове".

В таком виде и предстанет перед публикой исполнительница заглавной роли известная актриса Юлия Пересильд. Прежде в Театре Наций она с успехом сыграла в "Шведской спичке", "Рассказах Шукшина", "Киллере Джо", "Фрекен Жюли" и даже в оперетте Исаака Дунаевского "Женихи". Электра - первая трагическая роль молодой артистки, которой в данном случае предстоит перевоплотиться в образ дочери микенского царя Агамемнона. Она не смогла простить своей матери Клитемнестре убийство отца и вместе с братом Орестом совершила акт возмездия.

Стоит напомнить, что первым о судьбе Электры написал в своей трилогии "Орестея" Эсхил. Затем Электра стала главной героиней произведений Софокла и Еврипида и одним из персонажей трагедии Сенеки "Агамемнон". В дальнейшем к мифу об Электре обращались многие авторы нового времени, включая драматургов ХХ и ХХI веков, в том числе Юджин О'Нил, Жан Жироду, Жан-Поль Сартр, Герхард Гауптман.

Театр Наций предпочел версию Еврипида. Таков был выбор режиссера Тимофея Кулябина, который все активнее заявляет о себе на российской сцене, работая в театрах Омска, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Ярославля. "Электра" станет московским дебютом молодого режиссера. По словам постановщика, ему было интересно разобраться в грандиозных по накалу всепоглощающих страстях, взглянуть на них с позиции современного человека.

"Внутри самой пьесы заложен парадокс - герои имеют полное право на убийство матери, оно обоснованно, мотивировано и доказано, - рассуждает режиссер. - Однако Еврипид делает шаг в сторону "психологизации"
персонажей. Совершив убийство матери, Электра и Орест "спускаются" с котурн, перестают быть героями, превращаясь в банальных убийц".

В общем, режиссер вместе с актерами выстроил свою историю, которую и вынесет теперь на суд зрителей. Премьера подготовлена специально для Малой сцены, оборудованной самой современной техникой и построенной как зал-трансформер, рассчитанный на 200 мест.

"Такое сценическое пространство как нельзя лучше подходит для эксперимента", - считает худрук Театра Наций Евгений Миронов. Он убежден, что "без притока свежего воздуха театр не сможет развиватья, а значит, попросту не сможет выжить". По его мнению, "камерный зал - совершенно иной способ существования, где актер проверяет, насколько он владеет своей профессией". Миронов знает это на собственном опыте: ему не раз приходилось играть на малых сценах, когда разговор со зрителем идет, что называется, "глаза в глаза". "Когда все начистоту и нельзя обмануть", - заявляет популярный актер. Он искренне переживает, что подобных площадок в Москве катастрофически не хватает. И очень рад, что такую сцену сумел построить в своем театре.

Кстати, и репертуар для нее уже есть. Это камерные спектакли "Шоша" в постановке Туфана Имамутдинова и "Письма к Фелиции" в постановке Кирилла Сбитнева, которые уже полюбились зрителям. В ближайшее время к репетициям пьесы Павла Пряжко "Три дня в аду" приступит один из самых многообещающих молодых российских режиссеров Дмитрий Волкострелов. Его работа также предназначена для Малой сцены. А откроется она "Электрой" Еврипида, которую сыграют три вечера подряд - 14, 15 и 17 января.

ИТАР-ТАСС