07.12.2011 | 15:40

Сто лет со дня рождения Ольги Викландт

Сегодня исполняется сто лет со дня рождения Ольги Викландт. Одной из первых ролей, сделавших ее известной, стала главная в фильме «Хозяйка гостиницы». Но поистине народную славу Ольге Артуровне принесли комедии «Счастливый рейс», «За двумя зайцами». Несмотря на то, в кино у актрисы сложилось амплуа резкой, своенравной женщины, ее героини – благодаря уникальному таланту - восхищали зрителей. И пусть ролей было не так много, как ей хотелось, каждую, безусловно, признавали маленьким шедевром. На съемочной площадке Ольге Викландт аплодировали даже коллеги. Рассказывают «Новости культуры»

Зрители всех возрастов знают Ольгу Викландт по старым советским сказкам. Жестокая Мачеха из «Двенадцати месяцев», премудрая Царица-Водяница из «Садко» и коварная Баба Бабариха из «Сказки о царе Салтане». Для съемок этого фильма в середине шестидесятых всех актеров привезли в Херсонес. Построили грандиозные декорации – два царства – Салтана и Гвидона – на противоположных берегах морской бухты. Царь Салтан – Владимир Андреев вспоминает: пунктуальная, собранная, ответственная Ольга Викландт всегда была готова прийти на помощь молодым актерам. Для них каждая сцена с ее участием становилась настоящим мастер-классом.

«Как сейчас слышу ее голос: «Помогите, ради Бога». Таким тоненьким голосочком она кричит. И Александру Лукичу говорит: «Я не слишком перепищала?» А он говорил: «Нет, нет, еще, еще больше, сколько писку хватит. И она снова удивительно включалась в предлагаемые обстоятельства, как принято говорить. И вот я сейчас говорю и вспоминаю это – как она обиженно плачет и кричит», - вспоминает режиссер, народный артист СССР Владимир Андреев.

Ее постоянно заботило, как она выглядит на экране, сохраняет ли природную женственность в новом образе, не переигрывает ли. В «Снежной королеве», которая на экраны вышла одновременно с экранизацией сказки Пушкина, Ольга Викландт исполнила роль воинственной Атаманши. При этом так вжилась в образ, что не на шутку перепугала Герду – двенадцатилетнюю Елену Проклову.

«Когда снимали вместе с ней первую сцену, когда меня похищают, и она меня забирала к себе на лошадь, несчастней меня не было девочки на свете. Потому что я думала, что все, теперь меня забрали, маму с папой никогда не увижу. Она слезла с этой лошади, обхватила меня, сказала: «Ленуся, я очень добрая, я же артистка, смотри, какие у меня объятия я тебя никому в обиду не дам», - рассказывает заслуженная артистка РСФСР Елена Проклова.

Каждый дубль с участием Ольги Викландт не был похож на предыдущий. Съемочная группа не могла удержаться: после команды «Снято» раздавались аплодисменты. Почти такие же, какими встречали ее в родном театре Пушкина. Она пришла туда с мужем актером Михаилом Названовым, еще в пятидесятых, там же и закончила свою карьеру. По сей день, в театре, в гримерке Веры Алентовой висят портреты Ольги Викландт. Алентова помнит свой первый спектакль и разгром на худсовете, устроенный ей, молодой актрисе, главным режиссером театра Борисом Равенских.

«Для меня это была катастрофа, когда он меня разносил, я была ни жива, ни мертва, скорее мертва. И вдруг в гробовой тишине раздался голос Ольги Артуровны. Она сказала: «Борис Иванович, я считаю, вы не правы. Абсолютно не правы. Прекрасная работа молодой актрисы, великолепная изящная». Это было для меня, вы знаете, я осталась жива. Я была ей крайне благодарна. И я вам должная сказать, что никто никогда не перечил Равенских», - утверждает народная артистка России Вера Алентова.

Бесстрашной, бескомпромиссной, непредсказуемой помнят ее актеры театра. Между собой нередко называли королевой – ею Ольга Викландт была и в жизни, и на сцене. Но, как это часто случается с большими актрисами, в последние годы редкому таланту не находилось применения, ролей давали мало. Ольга Викландт рассталась с театром, не задумываясь, в одну секунду – как только почувствовала - пора. Ушла, так же как и играла, – по-королевски.