11.01.2013 | 10:36

В Третьяковской галерее началась реставрация нескольких картин Михаила Нестерова

Юбилейный для Михаила Нестерова 2012-й год в Третьяковской галерее ознаменован масштабной реставрацией его работ, например, известная картина «Юность преподобного Сергия» ни разу не подвергалась реставрации с 1898 года, когда была подарена художником Третьякову. Обновленные работы будут представлены на выставке «В поисках своей России», которая откроется в Третьяковской галерее весной этого года. Рассказывают «Новости культуры».

Картина «Юность преподобного Сергия» впервые за многие годы покинула залы постоянной экспозиции Третьяковской галереи. Реставраторы готовят ее к большой юбилейной выставке Михаила Нестерова, которая откроется в апреле. Картина была написана художником в 1897 году. С тех пор неоднократно экпонировалась на выставках, во время Великой Отечественной войны вместе с другими экспонатами была отправлена в Новосибирск. Однако ни разу не подвергалась серьезным реставрационным работам. Поэтому первым делом полотно очистили от грязи, скопившейся на поверхности за столько лет.

«Здесь очень хорошо видно, насколько картина была грязна, насколько изменился колорит, – поясняет заместитель заведующего отделом реставрации станковой масляной живописи Государственной Третьяковской галереи Екатерина Волкова. – Особенно видно по подряснику белому – вот это то, что расчищено, вот то, что загрязнено».

Мимо картины ежедневно проходили тысячи людей. И она, по словам реставраторов, просто притягивала мельчайшие пылинки, которые оседали на поверхности лака, не проникая в красочный слой. Поэтому грязь смыли при помощи обычного мыльного раствора. После этого на картине открылись почти не читавшиеся ранее детали: цветы и птицы.

«Кроме загрязнения, были проблемы и более серьезные, – отмечает Екатерина Волкова. – Здесь было множество отставаний красочного слоя, даже осыпей, мы знали об этом и только искали случая, чтобы с ней заняться».

Картина «Юность преподобного Сергия» входит в цикл Нестерова, посвященный Сергию Радонежскому. Первым произведением на эту тему стало одно из самых известных полотен художника, которое он сам до конца дней считал своей лучшей картиной. «Видение отроку Варфоломею» Нестеров написал, когда ему было 27. Впоследствии он еще несколько раз возвращался к образу святого подвижника.

«Он никогда не педалировал специально свою причастность к религиозным интересам, но его жизнь, его искусство были тесно связаны с этими нравственными основами, которые несет в себе чистая православная вера, – рассказывает заведующая отделом живописи второй половины XIX – начала XX века Государственной Третьяковский галереи Галина Чурак. – Именно таким был Нестеров – и как человек, и как художник».

Еще одна работа Нестерова, которую предстоит отреставрировать перед выставкой – «Голгофа». Это произведение никогда ранее не экспонировалось. В последние годы картина хранилась на валу, из-за чего на холсте появились многочисленные осыпания красочного слоя. Главная сложность, по словам реставраторов, восстановить места утрат таким образом, чтобы максимально точно воссоздать Нестеровскую манеру нанесения красок на холст.

Новости культуры