10.01.2013 | 16:20

Выставка «Секреты Златоуста»

В Москве раскрывают секреты искусства златоустовских мастеров. В музее-заповеднике «Коломенское» представлены более 400 экспонатов из разных музеев Златоуста и частных коллекций. Выставка прослеживает весь путь развития оружейного дела за его двухсотлетнюю историю и отвечает на вопрос: чем знамениты уральские оружейники и почему их слава перешагнула российские границы? Рассказывают «Новости культуры».

Именно с этих лат и шпаги начиналась история златоустовского оружейного дела. Они выполнены еще в XVI веке в Германии, в небольшом городке Золинген. Это образцы, по которым обучались уральские мастера. Золинген и в XIX веке – мировой центр производства холодного оружия. Именно оттуда, по указу императора Александра Первого, в уральский городок и пригласили мастеров. Немцы несколько лет обучали златоустовцев так называемой технике «золочения через огонь». Уже через год после отъезда иноземных мастеров русские умельцы изобретут свои приемы.

Не пройдет и 10 лет – Златоуст станет монопольным поставщиком холодного оружия для российской армии. Здесь – на выставке – палаши и шпаги, сабли и кортики – те, что изготавливались для рядовых солдат, и те, что для генералов. Были спецзаказы и для царской семьи. Эти доспехи делали для 12-летнего цесаревича, будущего императора Александра Второго. Три года три десятка мастеров во главе со знаменитым Иваном Бушуевым ковали это произведение искусства. И все для того, чтобы будущий император смог играть в них или надевать в качестве маскарадного костюма.

«Для доставки этого доспеха в столицу был изготовлен специальный ящик с двойным дном. Внизу лежали щит, меч и копье. Сам доспех расположился наверху ящика. Когда доспех доставили в столицу, то увидели, что нижнего дна на ящике нет. Пропали щит, меч и копье», - рассказывает куратор выставки Татьяна Мартынова.

Уже в начале XXI века по старинным рисункам их восстановили современные мастера. Доспехи эти цесаревич так, кстати, никогда и не примерил. Пока три года их ковали, еще год везли в Петербург, будущий император успел из них вырасти. Так и остались они лишь музейным экспонатом. Символика на этих латах античная – на груди медуза Горгона – знак Премудрости, на плечах – головы львов – символ мужества. В XX веке символы уже другие. На златоустовских гравюрах появляются изображения вождей коммунизма. Калинин призывает «двинуть это искусство в быт трудящихся». Так появляются рамки для фотографий, футляры для очков, панно с уральскими пейзажами. Но художественный уровень ниже не становится. На выставке в Москве и вовсе - только лучшие образцы из музеев Златоуста.

«Мы впервые представляем московскому зрителю практически полную коллекцию городского музея города. Конечно, проводился тщательный отбор, наилучшие произведения, шедевры этой коллекции были тщательно упакованы, привезены в Москву, конечно, под усиленной охраной», - отмечает заместитель директора музея-заповедника «Коломенское» Татьяна Енина.

Самое большое испытание для златоустовских мастеров началось в 90-е годы века двадцатого. Тогда обанкротилась знаменитая на весь мир фабрика. Свои секреты умельцы, правда, сохранили: сейчас в городе около трех десятков небольших фирм. Мастера, как и прежде, славятся. Именно в Златоусте в 99-м изготовили эту дарохранительницу для Храма Христа Спасителя. И если германский Золинген, откуда приехали в Златоуст мастера, сейчас в основном известен как производитель кастрюль, сковородок и столовых приборов, то Златоуст традиции оружейного дела сохранил и до наших дней.

Новости культуры