22.10.2012 | 10:52

Отечественный театр в жанре "субъективного портрета"

Михаил Гутерман – самый известный фото-летописец отечественного театра – говорит: «Мое дело – оказаться с камерой в нужное время в нужном месте». И вот уже более 30 лет без его объектива не проходит ни одна премьера, ни один фестиваль или церемония вручения театральных премий. В Культурном центре «На Страстном» открылась выставка работ мастера с говорящим названием «По системе Станиславского». Рассказывают «Новости культуры».

На снимках, представленных на выставке, – только узнаваемые лица. Уже много лет фотограф Михаил Гутерман снимает премьеры, репетиции, закулисье, портреты актеров и режиссеров. Классик российской театральной фотографии в эту профессию пришел в зрелом возрасте, совершенно случайно.

«Я тогда начинал снимать глупости – береза с отражением в воде, полный примитив, – вспоминает фотограф. – Однажды совершенно случайно я поднял просто человека, упавшего передо мной, который оказался режиссером народного театра. Он меня взял с собой на Бронную, познакомил с Круглым, Круглый познакомил с Дуровым, и Дуров сказал: “Ну, давай, ходи, снимай тут”»

С тех пор не пропустил ни одной премьеры. За 20 лет – несколько десятков тысяч спектаклей, на каждой съемке – несколько сотен кадров. У Гутермана огромная работоспособность, огромный архив, огромный опыт.

«Самое главное, что я в нем люблю, это верность традиции, верность своей театральной фотографической профессии, – говорит фотограф Виктор Ахломов. – Так, как он снимает театр – долго, тщательно, внимательно – второго автора я не знаю».

На выставке – черно-белые кадры, на которых – легенды русского тетра, сцены из спектаклей, снимки действующих актеров. Свой подход к представлению человека Михаил Гутерман называет «субъективный портрет».

Как-то на репетиции в «Ленкоме Михаил» Гутерман снял Марка Захарова, который сидел в зале. «Что ты в этом нашел?» – удивился коллега-фотограф. «Много ли ты видел людей, которые правой рукой чешут левое ухо», – ответил Михаил Михайлович. Его способность чувствовать момент и подмечать нюансы – уникальна.

«Даже сидят два человека – или один стоит, другой сидит, казалось бы – ну и что, ничего тут нет, это все в ведро – никто не возьмет, это не интересно. Но вот есть предчувствие, что что-то может произойти – а вырабатывается оно годами», – говорит Михаил Гутерман.

Про себя говорит: я не фотохудожник, я – фоторепортер. Технологии определения подходящего момента – не существует. Своих учеников Михаил Гутерман в первую очередь приучает просто работать, работать, работать.