09.01.2013 | 18:12

Балет: итоги 2012 года

Подвести итоги ушедшего, 2012-го года в области хореографии ничуть не проще, чем составить точный прогноз погоды. В роли театрального барометра отчасти выступает национальная премия «Золотая маска». Что касается балетных выдвиженцев – тенденции очевидны. Лидирует Петербург, представленный Мариинским, Михайловским и театром балета Бориса Эйфмана. От Москвы – Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко. Сильно продвинулась и провинция. Свою «редакцию» балета-2012 представляют «Новости культуры».

Устрашающие прогнозы и обещание конца света в 2012 году балетный мир проигнорировал. Год прожил ровно, без потрясений, скандалов, провокаций и особого креатива. Принцы и сильфиды исправно выходили на сцену в премьерах, собирали аншлаги на гастролях и фестивалях. Про пустые залы балетный театр забыл. Солистов и балерин народ знает в лицо.

Звезды, сменив пуанты и пачки на костюмы от кутюр стали медийными лицами – мелькают в ток-шоу, заседают в Госдуме, открывают собственные фонды. Большой, оправдывая статус первого театра страны, работает на двух сценах, выдавая премьеру за премьерой. В афише Баланчин со всеми «Драгоценностями» и «Аполлон Мусагет». Юрий Григорович спустя тридцать лет восстановил «Ивана Грозного». В декорациях и костюмах Симона Вирсаладзе.

«Артисты Большого вспомнили объединение Руси, опричников, бояр, – рассказывает художественный руководитель балетной труппы Большого театра Сергей Филин. – И главную любовь первого русского царя – Анастасию. Солисты и примы рвались на сцену, но перетанцевать Бессмертнову и Владимирова им пока не удалось».

Худ.рук балетной труппы Сергей Филин запустил фестивальный проект «wwb@llet.ru», чтобы показать лучшее в мировом балете за последние десять лет. В этом году первопроходцы труппы Монте-Карло, Большого и Сан-Франциско. Балерины раздавали автографы всем желающим, зажигали на сцене в умопомрачительных экзерсисах «Drezm of Dreams» Йормы Эло и «Классической симфонии» Юрия Посохова. Эротический опус «Дафнис и Хлоя» Жана Майо, существенно расширил балетную аудиторию.

«На этом фоне балет легендарной Мариинки ушел в тень, – говорит хореограф Жан-Кристоф Майо. – “Сон в летнюю ночь” Баланчина – единственная премьера года».

В Михайловский, в этом году не попасть. Экс-солисты Большого Наталья Осипова – Иван Васильев покорили Петербург. Зал взрывался овациями на «Ромео и Джульетте». Приглашенные звезды Полина Симеонова и Марсело Гомес в этой гонке талантов не упустили своих поклонников. Художественный руководитель Начо Дуато, сделав труппу под себя, отдался творчеству. Три премьеры – итог года.

«Кремлевский балет», имея зал на шесть тысяч зрителей, сделал ставку на фестиваль мировых звезд. 22 спектакля, премьеры и примы Ковент-Гарден, Английского национального балета, Маринки, Штатсбалета танцевали на самой большой московской сцене.

В конце года обещанные сразу два детских балета. В Большом «Мойдодыр» – умывальников начальник и мочалок командир, разбирался с замарашками под музыку Ефрема Подгайца. Большой не только для больших – детская сказка в афише спустя 35 лет, после «Чипполино». Хореограф Юрий Смекалов взял в консультанты детского психолога.

В музыкальном театре Натальи Сац сам Шерлок Холмс учил мальчишек и девчонок..а так же их родителей…методу дедукции. Под музыку Генделя и Шуберта распутывал громкие дела в детективном балете Елены Богданович.

У лидера балетной гонки театра Станиславского и Немировича-Данченко главные козыри – «Бессонница» Иржи Килиана и «Первая вспышка» Йормы Эло. Балеты из афиши Нидерландского театра танца теперь на московской сцене. Танцовщики оказались стрессоустойчивыми, пройдя новое испытание современным танцем.

Экс-солист Ковент-Гарден Сергей Полунин – новая звезда на российском балетном небосклоне. Не успев появиться на московской сцене, заставил говорить о себе критиков и обошел титулованных конкурентов.

В этом году искусство танца стало многим ближе и доступнее, благодаря проекту телеканала «Россия К» «Большой балет». Участники конкурса из разных театров страны. Талантливые, молодые, амбициозные, они заявили о себе на всю страну, буквально ворвавшись в телевизионный эфир.

Здесь все совпало – мастерство исполнителей, зрелищность программы, авторитетность жюри.…Но главное «Большой балет» разбил устоявшееся мнение о балете как искусстве для избранных. Зашкаливающие число СМС и телефонных звонков, обсуждение на форумах и в блогах – доказательство того, что проект побил рейтинги раскрученных ток-шоу. Традиции русского балета по-прежнему мировой бренд.

Новости культуры