09.01.2013 | 17:06

Изобразительное искусство: итоги 2012 года

Неотчуждаемое право любого искусства, в том числе изобразительного – задавать вопросы. Искусство, в том числе изобразительное, свободно от обязательств перед публикой. Но не в том положении находятся художественные институции, весь смысл деятельности которых – в обеспечении контакта между искусством и зрителем. Портрет минувшего музейно-выставочного года – в репортаже «Новостей культуры».

Главный ньюсмейкер года – музей изобразительных искусств имени Пушкина, отметивший вековой юбилей. Основателем Иваном Цветаевым он задумывался как учебный музей слепков со скульптур античного времени, а стал одним из главных музеев страны, проверенным временем брендом. Все эти годы – грандиозные выставки мирового уровня, многотысячные очереди для Пушкинского ставшие нормой.

В мае в Москву, на юбилейные торжества, приехала целая делегация – руководители крупнейших музеев мира. Одним из главных подарков, не только посетителям, но и самим себе, стала выставка «Воображаемый музей». 46 шедевров из 27 музеев мира. Таким образом, на время, сделали свое собрание идеальным. 2012-й в музее – год знаковых и качественных выставок: «Возвращение Святого Луки», «Под знаком Рембрандта», «Пять веков итальянского искусства».

Гранд-дама российской культуры Ирина Антонова также отметила свой юбилей. Бессменный директор музея – им руководит уже более 50 лет. Начинала младшим научным сотрудником, в Пушкинский пришла в 45-м. За эти годы столько сделано, увидено и осмысленно, но Антонова по-прежнему открывает новое в работе с шедеврами великих мастеров.

«Возможность дойти до еще одного из слоев – это и есть счастье жизни, – считает Ирина Антонова. – А еще – это наслаждение открытий в себе, способность это понимать, воспринимать, видеть и слышать».

Третьяковская галерея, в конце года, тоже отмечала юбилей – 180-летие своего основателя Павла Третьякова. В 2012-м в залах музея показывали Петра Митурича и Николая Фешина, Марка Шагала и Казимира Малевича. Удачным проектом стал «Натюрморт. Метаморфозы», на ней полотна «старых мастеров» сравнили с работами нонконформистов и московских концептуалистов. Но, абсолютный хит года – «Константин Коровин. Живопись. Театр» – самая масштабная за 90 лет экспозиция русского импрессиониста №1. За четыре месяца выставку посетили более 200 тысяч человек.

«Люди приходили, как на праздник, они приходили получать положительные эмоции и заряжались этим, – рассказывает Ирина Лебедева. – Некоторые зрители приходили даже по несколько раз».

В музеях Московского Кремля решились на смелый эксперимент: в залах Успенской звонницы и Одностолпной палаты Патриаршего дворца показали скульптуру мастера абстрактной и фигуративной пластики Генри Мура – с этой выставки начался диалог исторического пространства с современным искусством. Еще один эксклюзивный проект музеев Кремля – «Сокровища Мальтийского ордена» – некоторые экспонаты впервые покинули Мальту. Абсолютным рекордсменом по количеству выставок в 2012-м стал Мультимедиа Арт Музей. В рамках одной только фотобиеннале, которую высоко оценили многие зарубежные СМИ, прошло более 30 выставок!
«Мне кажется, что наша фотобиеннале, если верить газете “Фигаро” была лучшим фотофестивалем мира, и я даже почти не могу с этим не согласиться», – говорит директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова.

Из поля зрения выпал «Гараж» – центр современной культуры, уступив Бахметьевский гараж Российско-Еврейскому музею и центру толерантности, поменял дислокацию – пока строится новое здание, по соседству, в Парке Горького, возвели временный павильон спроектированный японцем Шигеру Банном. Выставка была одна, но в тему – «Временная архитектура Парка Горького – от Мельникова до Бана».

Громких открытий в этом году уже не ждали, но в сентябре, неожиданно, на арену культурной жизни вышел обновленный Манеж.

«Революция в Манеже! С мехами, медом и низкопробным искусством покончено!» –провозгласила Марина Лошак, арт-директор музейно-выставочного объединения. Заявления о том, что Манеж, в ближайшие годы должен превратиться в главное выставочное пространство Москвы, и достичь уровня ведущих европейских площадок, кому-то показались громкими. Но, в Манеже слов на ветер не бросают. Прошло всего несколько месяцев, а уже столько плодов успешного ребрендинга – на трех площадках представили целую серию ярких и стильных выставок.

Первыми, освоившими эту площадку стали участники группы AES+F. Почти сразу после грандиозной экспозиции в Манеже, художники получили главную награду премии Кандинского, правда, поделили ее с Гришей Брускиным. Полугодом ранее, лауреатом другой премии в области современного искусства «Инновация» стал Александр Бродский за проект «Цистерна», который, до этого успел получить премию Кандинского в 2011-м. В целом, такие результаты мало кого удивили. К тому же, в государственном центре современного искусства, соорганизаторе «Инновации», были заняты другим- и даже не празднованием своего 20-летия. Там отстаивали амбициозный проект нового здания на Бауманской. В результате долгих и горячих споров проект в министерстве культуры отклонили. ГЦСИ такое решение, мало сказать, расстроило.

«Это не просто шаг назад, это отбрасывает нас на десятилетия», – уверен директор ГЦСИ Михаил Миндлин.

Музей Маяковского под конец года оказался в эпицентре скандала. Из коллекции пропали экспонаты. Исчезли они несколько лет назад, но нам об этом рассказали лишь в декабре в преддверии капитального ремонта музея, который к слову тоже вызвал споры среди его сотрудников. Часть из них опасается, что экспозицию под видом ремонта уничтожат.

«Здесь хотят сделать выставочные залы, где будут выставлять картины и зарабатывать деньги», – отмечает старший научный сотрудник музея В. Маяковского Марина Краснова.

О том, как музеям зарабатывать деньги, пополнять коллекции и повышать посещаемость на протяжении года обсуждали представители министерства культуры и руководители ведущих российских музеев. Концепцию развития музейного дела дорабатывали и дополняли – снова обсудят ее в январе. Цели министерство культуры ставит высокие – за четыре года посещаемость должна вырасти в полтора раза. И если в Москве это еще кажется выполнимым, то в регионах к такому плану отнеслись, скорее, скептично.

2012 – год ярких, удачных и громких проектов, скандалов, запретов и споров о том, где грань между искусством и радикализмом, концептуальным видением и откровенным эпатажем. В 2012-м появлялись новые и закрывались старые выставочные пространства. Где-то были километровые очереди, а куда-то снова не сумели привлечь посетителей. Сегодня почти всем понятно: чтобы выжить и конкурировать с топовыми музеями необходимы кардинальные реформы. И, речь не только о финансировании, и грамотном менеджменте, но и об изменении восприятия того, что называется актуальным искусством.

Новости культуры