08.12.2011 | 19:47

Неаполь глазами русских и итальянских живописцев в Третьяковке

Италия, с ее великой живописью, непревзойденной архитектурой и фантастической природой, была самой желанной страной для русских художников в XVIII – XIX веках. Кто-то устремлялся в Рим, кому-то милее были Флоренция или Венеция, а кого-то манили к себе красоты юга и неаполитанская бухта. Сегодня в Третьяковской галерее открылась выставка «O Dolce Napoli» – прекрасный Неаполь глазами русских и итальянских живописцев. Рассказывают «Новости культуры».

В Третьяковской галерее – 30-градусная жара. Не в залах – на картинах. Яркий солнечный свет буквально выплескивается с полотен на зрителей. Идея привезти в декабрьскую предновогоднюю Москву произведения итальянских художников выглядит вполне закономерной. Неаполь сами итальянцы считают райским местечком. Русские появились там в конце XVIII века, когда между Россией и Неаполитанским королевством были установлены дипломатические отношения. А, начиная с середины XIX века, Неаполь становится четвертым после Рима, Венеции и Флоренции обязательным пунктом паломничества русских художников и писателей на Апеннины.

«Они поняли, что такое любовь к красоте. У вас есть любовь к красоте, у неаполитанцев есть такая страстная любовь к красоте, к морю, но к морю как к жизни, жизни, которую никогда человек не может понять до конца», – говорит директор итальянского института культуры Адриано Дель Аста.

В качестве названия выставки кураторы выбрали строки из народной неаполитанской песни – «Dolce Napoli». Этот расслабляющий своей блаженной атмосферой город, находящийся, к слову, всего в 12 километрах от Везувия, как никакой другой привлекал русских пенсионеров. За казенный счет прокатиться в Италию мечтали все выпускники Петербургской академии художеств, а отдохнуть месяц-другой в Неаполе после академического Рима было пределом их желаний.

«Там была русская миссия дипломатическая. За ними был специальный чиновник приставлен, который следил за их поведением и так далее, а в Неаполь они отправлялись летом, как на каникулы, немножко отдохнуть», – поясняет куратор выставки Людмила Маркина.

Для русских живописцев Неаполь стал настоящей Меккой. Здесь работали Иванов, Щедрин, Брюллов, Кипренский и Тропинин. Работы русских художников с видами Неаполя уравновешены произведениями из римских музеев. Если сравнивать одни и те же виды – Неаполитанский залив, Везувий, узнаваемые улочки, их еще называют открыточными – такие сегодня щелкают все, кто приезжает в Неаполь. Но в XIX веке у художников было больше времени, чем у современных туристов, чтобы впитать атмосферу этого города. 

Все материалы темы "Перекрестный Год Италии и России">>>